Photo by Karen Zhao on Unsplash
Photo by Karen Zhao on Unsplash
Кинематограф

Зрительское кино

Сегодня весь мир живет по рыночным (потребительским) законам. Это не хорошо и неплохо. Это свершившийся факт. Любое дорогостоящее производство какого-нибудь продукта, не ориентированное на потребителя — это рискованный эксперимент или чистое творчество.

Что бы ни сказали по этому поводу эстеты, но мир живет по этим законам. Даже если художник, создавая произведение, ориентируется, главным образом, на вытеснение из подсознания собственных неврозов. Даже в этом случае, у него должен быть сочувствующий или понимающий.

Это тоже будет потребитель, который реализует свою потребность через отождествление себя с героем или персонажем. В этом случае функция продукта (фильма) будет модифицирующей, а не развлекательной. Кино влияет на своего зрителя, меняет его, не прибегая к языку пропаганды или рекламы. Абсолютно развивающее или эволюционное влияние!

В развлекательной функции кино нет ничего предосудительного. Тем не менее, духовные потребности у людей существуют. Если вспомнит «пирамиду Маслоу», то духовные потребности стоят выше физиологических. Это понятно. Никто не пойдет на последние сто рублей в кино. Разве только ребенок. Взрослый скорее купит еду или лекарство, заплатит квартплату и т.д.

Но когда человек сыт и здоров, он задумывается о Душе. Не важно, что для одного это песни в стиле шансон, для другого церковная литургия, для третьего концерт Спивакова, а для четвертого комедии Чаплина или Гайдая. Сытый и здоровый человек ищет удовольствия для души и это отличает его от животного!

Так какова же функция продюсера в сегодняшней рыночной действительности?

  1. Выявить и удовлетворить духовные потребности зрителей.
  2. Защищать зрителя от потока некачественного суррогатного кино.

Кино, как способ самовыражения, тоже нужно отнести к категории чистого артхауса. Его делают не для развлечения, а самопознания. Никто не может это запретить. Съемочная техника сегодня вполне доступна, компьютерный монтаж легко освоить. Купи себе камеру, снимай, монтируй, сублимируй. Выкладывай на Youtube, показывай друзьям, отправляй на фестивали. Сегодня есть фестивали, которые принимают фильмы, снятые мобильным телефоном.

Если претендуешь на массового зрителя, то помни, что ты будешь создавать не единичный «шедевр» и не пробный «макет». Ты будешь делать массовый продукт, а у него своя потребительская ниша и зрительская аудитория. Поэтому важнее всего определиться: для кого ты снимаешь кино и какую из духовных потребностей зрителя собираешься удовлетворить.

Времена, когда режиссер говорил: «Я снял, а вы решайте, что с этим делать!» или продюсеры говорили: «Будут смотреть как миленькие, потому что других развлечений все равно нет!» - эти времена давно прошли. В 21 веке люди найдут, как себя развлечь!

Сегодня пристальный взгляд продюсеров и кинорежиссеров должен быть обращен не на поиски драматургии или молодых дарований. Сегодня продюсер должен смотреть даже не на кинорынок с его многообразием продукции. Сегодня кинопродюсер должен смотреть на своих современников, и понимать — какие духовные смыслы их интересуют?

Почувствовав это, надо сформулировать идею для редакторов и сценаристов. Найти режиссера-исполнителя замысла, которому эти идеи близки. Концентрироваться на поиске ресурсов и каналов доставки будущего фильма к предполагаемому зрителю.

Это, как говорят на флоте, поворот «оверштаг» - на 180 градусов в другую сторону. Но только он сегодня актуален, т.к. обращен к зрителю!