Проблемы отечественного кинопроизводства

Photo by Tyler Callahan on Unsplash
Photo by Tyler Callahan on Unsplash

Об этих проблемах не говорит сегодня только ленивый. Кинотеатров мало, денег не хватает, зритель не ходит. Но это всё общие проблемы киноиндустрии. Проблемы кинопроизводства скрыты от глаз широкой публики, да и волнуют они, по большей части, только самих кинематографистов. Хотя и здесь “как посмотреть” .

Например, люди , попавшие в кинопроизводство случайно или по “знакомству” считают, что проблема в продюсерах, которые неохотно платят деньги. Продюсеры же, наоборот, считают, что проблема в недостатке квалифицированных работников. Те и другие заняты в кинопроизводстве, но проблемы эти реально существуют.

Но это, на мой взгляд , не системные проблемы, а издержки системы. Они рождены не в результате развития кинопроизводства, а в результате его “выживания” в нашей стране. Сначала всё было уничтожено, а потом спонтанно возрождалось, пробиваясь через тернии.

Потом государство отобрало “избранных”, и отметило “нужных”, а остальные были оставлены на “произвол” судьбы. Еще несколько лет назад независимое кино имело шанс попасть в прокат, хотя бы “самокатом”. Сегодня это уже невозможно. Вся элита кинематографа выстроилась с протянутой рукой у Фонда Кино или Минкульта. Но это опять проблемы киноиндустрии.

В кинопроизводстве всё конкретней. Хотя говорить о небольшой области экономики, основные ареалы обитания которой сосредоточены в столичных городах, как-то даже неловко, когда вся остальная экономика никак не может “встать с колен”. Но говорить нужно, иначе не разобраться.

  1. Основная проблема кинопроизводства не в деньгах, а в непрофессионализме и отсутствие какой-нибудь единой системы сертификации специалистов. Гильдии и союзы, вроде, существуют, но с задачами своими не справляются. Попробуйте в любой другой стране мира попасть на работу в кино. Без гильдии или профсоюза у вас ничего не выйдет. Это правильно не только потому, что работник чувствует себя защищённым, но и затем, чтобы работодатель был уверен в профессиональной компетенции сотрудника. Кто сертифицирует специалистов? Никто!
  2. Следующей проблемой кинопроизводства считаю внутреннюю коррупцию, о которой я уже говорил. Пока деньги зарабатываются с производства, а не с проката. Про государственное финансирование и говорить нечего, там только “ленивый” не захочет “погреть” руки.
  3. Третье - это отсутствие финансовых преференций со стороны регионов для кинопроизводителей. Освобождение от НДС - это помощь от государства, а вот регионы не предлагают до 30-50% возврата затрат за выбор их в качестве места съёмки.

Никто не считает кинопроизводство серьёзным бизнесом. Государство помогает из идеологических и культурных соображений. Хотя декларируется помощь коммерческому кинематографу, но на самом деле, это больше похоже на контроль репертуарной политики и лояльности.

В результате финансирование получают фильмы, которые совсем не стоило бы снимать. Государство ведь не банк, чтобы рассматривать бизнес-планы, и обсуждать всерьёз прогнозы по кассовым сборам? Значит, они знают, что заведомо играют “в рулетку”. Но тогда это часть государственной политики, обсуждать которую в это публикации не хочется.

Кинопроизводство в России сегодня - это “кормушка” для “своих да наших”, а не серьёзный бизнес для профессиональных людей. К моему большому сожалению.

Вам также может понравиться:

Photo by Jeremy Yap on Unsplash

Кино и медиа

С приходом цифры кино еще больше интегрировалось в медиа и стало способом социальной коммуникации. Люди начали понимать видеоизображение. На…

Photo by Erik Witsoe on Unsplash

Кино и сериалы

Зрительский спрос на современные европейские и американские интеллектуальные сериалы ограничен аудиторией Facebook. Главная площадка показа - полуночный канал "Городские…

Photo by Clément M. on Unsplash

Кино и телевидение

В учебнике по журналистике 1956 года написано, что "телевидение - это отдел советского радио”. Хотя на ТВ пришло изображение…