Photo by Anika Mikkelson on Unsplash
Photo by Anika Mikkelson on Unsplash
Кинематограф

Особенности национальной кинематографии

Каждая национальная кинематография имеет свои особенности. Французское, английское, шведское, датское, итальянское, американское, индийское, японское кино и др. Все имеют свои отличительные черты, связанные, как правило, с национальной ментальностью. Только голливудское кино имеет не особенности, а стандарты. Не исключение и российское кино.

Но в чем же эти особенности национальной кинематографии? Для всех вышеперечисленных наций ответ лежит на поверхности. Это характерные национальные черты, ментальность, этнические традиции, уклад, культура. Но Россия страна многонациональная. Именно это отличает нашу кинематографическую культуру от других.

В СССР каждая республика имела свою киностудию, на которой снимали фильмы на родном языке, по этническим и национальным мотивам. Партийная идеология была общей, а культура разной.

В рассуждениях о кассовых сборах и попытках догнать Голливуд, мы забыли истоки, которые породили такой феномен, как советское кино. Вся страна с удовольствием смотрела весёлые короткометражки на грузинском языке или приключенческие картины Таллин — фильма или Рижской киностудии.

Кинематографическая школа была одна, а культурные источники разные. Украинские фильмы были сняты по тем же законам, что и казахские, но содержание фильмов отличалось. Особенности были не в построении сюжета, а в эмоциональной ткани фильма, смысловых акцентах, визуальном разнообразии.

Во всех студиях были разные репертуарные политики и примерно одно техническое обеспечение, но самое важное, что было общее пространство для проката. Фильмы получали разные категории, от которых зависело количество копий.

Фильмы Тарковского практически всегда получали низшую категорию. Авторское кино и тогда было не в чести. "Покаяние" Абуладзе, "Комиссар" Аскольдова, "Интервенция" Полоки, "Проверка на дорогах" Германа. Все эти фильмы вышли в прокат только во времена перестройки.

Они определили уровень авторского кино в нашей стране, и на волне общих разоблачений собрали неплохую кассу. Сегодня этот номер уже не пройдёт. Выросло новое поколение зрителей воспитанное Голливудом. Можно сколько угодно сетовать по этому поводу, но изменить уже ничего нельзя. Надо начинать всё заново.

Государство даёт деньги на коммерческое кино, помогая индустрии, которая целиком захвачена аттракционом. Это место занято Голливудом, и он его не уступит. Догнать его невозможно, потому что у русскоязычного кино рынок проката в 10 раз меньше. Да и не нужно это делать. Национальное кино возродится не во ВГИКЕ и Фонде кино, он возродится в республиках от Якутии до Дагестана.

Подобные заявления кажутся романтическими бреднями, но если отвернутся от того, что очевидно, то остается только то, что невероятно. Съемочная техника, монтаж, телевидение и кинотеатры есть в каждом регионе. Научиться снимать можно не выходя из интернета. Деньги найдутся на местах, потому что там достаточно патриотов своего народа, культуры и края.

Сила России в её многонациональности. Людям всегда интересно смотреть кино про себя, а не придуманных суперменов. Бога — богово, а Кесарю — кесарево. Культура от кошелька не зависит, хотя и сильно в нём нуждается.

Американцы называют Америку "плавильным котлом" в котором "переплавляются" все нации и расы, образуя новую национальную принадлежность. Голливудское кино строится на стандартах и ценностях близких всему человечеству. Это в основном любовь, безопасность, семейные ценности. Даже американские комедии идут в других странах с меньшим успехом, чем в стране "чистогана".

Мы сохранили главное — многонациональный уклад, который обогатил российскую культуру. Сделал её объемней, мощнее, интересней. Это просто, как еда, к которой мы привыкли. Мы знаем, что плов — это узбекское блюдо, а шашлык — кавказское. Но тем, не менее, не удивляемся, когда видим эти блюда в русских кафе. Шашлык уже давно стал главным летним развлечением россиян вне зависимости от национальности.

Так и с кино. У каждого народа есть свой эпос, есть свои талантливые артисты, режиссеры, писатели. Только не надо возводить это в ранг государственной политики. Не надо выделять денег, потому что сразу найдутся люди, которые захотят на этом "заработать". Инициатива должна идти от творческих людей и их единомышленников во власти и бизнесе.

Такие проекты несут в себе заряд альтруизма и любви ко всему, что тебе дорого. Тот, кто хочет заработать "едет" в Голливуд или на худой конец идёт в Фонд кино. Те, кто хотят снимать кино — учатся это делать и ищут единомышленников. В Российской Федерации 22 республики и 194 национальности. Если про каждую снять фильм, то это уже репертуар на три года еженедельных релизов. Только такие фильмы надо показывать долго, на специальных кабельных и местных каналах.

Это всё возможно, если захотеть. Я проделал это в 90-е годы, когда кино совсем не снимали. Поехал в Ярославль и снял кино по мотивам местных легенд. Не было нормальной техники, но были люди, которые хотели это сделать и сделали. Многие из них стали "звездами" российского кинематографа, а тогда были просто моими единомышленниками. Друзьями мы остались до сих пор, потому что любовь к общему делу — объединяет. Кино не делается в одиночку и это тоже особенность кинематографа.