
Кино и сериалы
Зрительский спрос на современные европейские и американские интеллектуальные сериалы ограничен аудиторией Facebook. Основная российская аудитория смотрит сериалы отечественного производства. Подчеркиваю, что речь идет именно о телевизионном кино, а не ситкомах или телероманах.
Прежде всего, надо сказать, что рядовой зритель не видит разницы между телевизионным кино и мыльной оперой. Для него все, где играют актеры — это кино. Разницу между кинотеатральным показом и ТВ зрители понимают упрощенно: в кинотеатрах — фильмы для молодежи, на ТВ — для пенсионеров и домохозяек. Модель грубая, но это две главные зрительские аудитории в России.
- Молодежная аудитория — авангардная, эмоциональная, доверчивая, динамичная.
- Пожилая — консервативная, не притязательная, рациональная, инертная.
Одна тратит деньги на развлечения с удовольствием, другая — не тратит совсем.
Есть еще интеллектуальная аудитория. Небольшая, но очень качественная, потенциально платежеспособная, социально активная. Другой вопрос, что представители именно этой аудитории не являются потребителями в широком смысле. Время свое они ценят, интересы их разнообразны, просто убивать время просмотром «телемусора» они не станут. У них есть другие интересы: книги, музыка, театр, искусство, путешествия и т.д.
Эта аудитория представлена не возрастными и не социальными группами. В ней есть молодые и пожилые, богатые и бедные, образованные и не очень. Это скорее, поклонники "кинематографа как искусства" или любители кино. Группа небольшая, но стабильная.
Имеет свои предпочтения и, благодаря интернету, доступ практически ко всей библиотеке мирового кино. Привлечь внимание этой аудитории можно только в результате значительных усилий. Это очень "продвинутая" аудитория.
Зритель этой аудитории, прежде чем, посмотреть фильм или сериал, составит о нем впечатление, спросит мнение других, почитает отзывы и только потом найдет фильм и потратит на него свое время. Это очень критичный зритель, умный и требовательный. Его не купишь рекламными роликами, визуальными трюками, штампами и формальными чувствами. Чтобы заставить его смотреть и сопереживать, авторам надо очень постараться. Не аудитория, а "просто мечта" для нормальных сценаристов и режиссеров и совершенный "кошмар" для продюсеров.
Именно для этой аудитории у нас мало снимают. Но первые опыты уже есть. «Первый» канал и «Россия-1» делают (нас свой страх и риск) подобные проекты, но пока это еще не массовое явление (слишком сильна зависимость от рекламы и государственного контроля).
В Европе или Америке — это самая платежеспособная аудитория, но эта аудитория терпеть не может рекламу и скорее заплатит деньги, чем позволит прерывать просмотр фильма вставками "про памперсы и прокладки". У этой аудитории выше уровень общей культуры, и она сразу отличит эмоциональную подлинность от "контрафакта". Снимать фильмы для этой аудитории труднее, дороже и дольше, заработать на ней сложнее. Я уже упоминал, что "ареал обитания" интеллектуальной аудитории: интернет и Facebook.
Когда социальные сети начнут устраивать интернет-премьеры, когда провайдеры начнут качественную проработку аудитории, а не только работу с расширением сетевого охвата, когда авторское законодательство станет повсеместной нормой (много еще чего…), тогда есть шанс и у отечественного интеллектуального сериального продукта попасть к зрителю.