Photo by Denys Nevozhai on Unsplash
Photo by Denys Nevozhai on Unsplash
Кинематограф

Кино и реклама

Практика низкобюджетного производства показывает, что снять фильм не так уж и сложно. Самая большая проблема  не в дистрибуции, а в рекламе и продвижении.

Без рекламы никуда, но она стоит денег. Самому можно продвигаться через интернет и социальные сети, но ведь друзья (при всем уважении) не являются целевой аудиторией. Да, и деньги брать с друзей как-то не по-товарищески. Поддержка друзей — это важно, но к бизнесу отношения не имеет.

Я пишу только об опыте продвижения своего фильма «Ископаемый». По совету друзей, мы решили показать публичным персонам. Разнесли диски, но  все публичные люди, не имеют свободного времени. У них есть основная деятельность. К тому же, по сути, они являются обычными зрителями и не все из них смотрят кино.

Кинокритики и журналисты смотрят или «по знакомству» или за деньги (но ведь это уже реклама!). На фестивали берут только дебютное или авторское кино.

Все, кто прошел этот путь, подтвердят, что отсутствие рекламы снижает цену на фильм. Это пропорционально уменьшает интерес дистрибьюторов, продающих фильм, так как они зарабатывают на проценте.

У меня было предложение поставить фильм в ограниченный прокат (несколько кинотеатров в Москве) — тоже пришлось отказаться по той же причине. Без широкой рекламы залы остались бы пустые: расположение кинотеатров не самое удобное, не говоря уже о сеансах.

Я пробовал сам продвигать фильм через интернет. У меня было почти 700 человек потенциальных зрителей, готовых посмотреть фильм, когда я понял, что показать им кино не могу. Выложив его в свободный доступ в Интернет, я потеряю любую возможность вернуть деньги.

Люди спрашивают: где посмотреть фильм? Я отвечаю: нигде! Трейлер фильма на YouTube просмотрели более 3000 человек (на сегодняшний день) — это же потенциальная аудитория! 

Но где показывать, чтобы вернуть средства. Нет механизма возврата средств, кроме продаж через кинотеатры, ТВ каналы или интернет-кинотеатры. Но это ведь магазины, они берут только то, что уже "раскручено" рекламой. Мы вложили в проект личные средства, и мне надо их вернуть, иначе не сделать следующий проект.

Не хочу, чтобы вышесказанное воспринималось как "нытье или критика" существующей модели (критиков без меня хватает). Отнюдь, мне интересен этот путь, я выбрал его сознательно. Фильм продается по минимальным расценкам на спутниковые и кабельные каналы, но если бы у меня была реклама — цена была бы другой.

Резюмирую вышесказанное:

  • Крупные ТВ каналы берут только формат: мелодрама или детектив.
  • Фестивалям интересно кино, с интеллектуальными и визуальными изысками.
  • Без фестивалей или проката кабельные сети не хотят брать фильм, потому что у фильма не было проката.
  • Интернет-кинотеатры тоже отказываются, так как не было рекламы, проката, фестивального участия и ТВ показов.
  • Даже iTunes работает с дистрибуторами от 5 фильмов.

Но, как говорят, кто хочет — делает, кто не хочет — ищет причину. Мне повезло с продюсером и дистрибьютором, и мой фильм продается. Однако, если бы у фильма была реклама, им было бы продавать фильм гораздо легче.

P.S. Это заметка 2012 года. Сейчас дистрибуция кино поменялась совсем. Монетизировать фильм можно разными способами, продвигать через интернет, социальные сети и фестивали. Об этом мы говорим в нашем подкасте.

Андрей Вечер

Кинематографист

Комментарии