Кино и магия цифр

Photo by Jeff Ma on Unsplash
Photo by Jeff Ma on Unsplash

В последнее время в киноиндустрии возникла тема более строгого отбора фильмов для проката. Продюсеры жалуются на то, что в самое кассовое время сложно попасть на экраны, потому что много фильмов-конкурентов.

Решил разобраться с этим вопросом, полез смотреть цифры. Они надо сказать впечатляют.

В 2015 году на наших экранах было 405 картин из которых 120 фильмов (30%) были отечественные. Общая касса за 11 месяцев около 750 млн. долларов. Доля родного кино около 15 процентов. Производим треть, а получаем 1/6.

Два наших фильма собирают кассу, как один американский.

Это, конечно, условно, в среднем. Фильмы разные и собирают по-разному. Есть ограниченный прокат и там сборы совсем смешные, но я смотрю на общую динамику.

В 2014 году на экраны вышло 79 отечественных фильмов и собрали они 230 млн. долларов!! То есть фильмов было на треть меньше, чем в этом году, а собрали они в два раза больше. Явное ухудшение эффективности.

В этот самый момент наши продюсеры поднимают тему “борьбы релизов”. Усиливается сезонная конкуренция за выход на экраны в самое “кассовое” время. Причем некоторые продюсеры говорят, что на экраны надо выпускать только “избранных”. Вот тут я перестаю что либо понимать.

Конкуренция - это двигатель кинопроизводства

Раз в этом году мы сняли на 40 фильмов больше, то кинопроизводство от этого выиграло. А вот то, что собрали от этих фильмов в два раза меньше - это грустно.

При 30-ти процентном приросте производства, 50-ти процентные потери от продаж. У меня нет цифр затрат на кинопроизводство, поэтому о рентабельности говорить сложно, но об эффективности можно.

Американское кино свою долю рынка стабильно не отдает. Попытки ввести квотирование пока безуспешны и не уверен, что необходимы. А вот , если “кто-то” начнет решать кому попадать в прокат, а кому - нет “? Кто от этого выиграет? Зритель, продюсеры или государство?

По логике, государство должно защищать свои инвестиции. У них просили денег на кино, и они деньги дали с возвратными условиями. То есть инвестировали в наше кино. Это благородно. Кто спорит? Но теперь у продюсеров есть опасение, что фильмы снятые с господдержкой не заработают в прокате. Они намекают на то, чтобы конкурентов убрали.

Что будет следующим шагом? Просьба о принуждении в обязательном порядке загонять в кинозалы зрителей?

Заметьте, инициатива идет от бизнеса, а не чиновников. Государство дает, что может и хочет получить хоть что-нибудь. Как-то это все напоминает ситуацию с ”автовазом“.

Мне кажется, что надо прекратить тратить бюджетные деньги на коммерческое кино, а направить их на развитие кинокультуры. Популяризировать кинематограф, поднимать зрительскую культуру и культуру потребления в целом.

Слово культура означает ”возделывание“, но если земля ”не родит", то какой смысл сеять? Надо сначала подготовить почву, а не сыпать больше зерна.

Вам также может понравиться:

Photo by Jeremy Yap on Unsplash

Кино и медиа

С приходом цифры кино еще больше интегрировалось в медиа и стало способом социальной коммуникации. Люди начали понимать видеоизображение. На…

Photo by Erik Witsoe on Unsplash

Кино и сериалы

Зрительский спрос на современные европейские и американские интеллектуальные сериалы ограничен аудиторией Facebook. Главная площадка показа - полуночный канал "Городские…

Photo by Clément M. on Unsplash

Кино и телевидение

В учебнике по журналистике 1956 года написано, что "телевидение - это отдел советского радио”. Хотя на ТВ пришло изображение…