
Харпер Томас Инс и его "железный сценарий"
В начале 20 века был такой американский продюсер Томас Харпер Инс. Он начинал как актер и режиссер. С 1913 года руководил постановками других режиссеров, постепенно создавая принципы, ставшие основой голливудской системы кинопроизводства. Первое место в системе Инса отводилось «железному сценарию» как основе фильма.
Поскольку главным в фильме является повествование, то вся его структура закладывается уже на уровне драматургии. Дальнейшая реализация кинопроекта — это творческий, но достаточно стандартизированный процесс конвейерного производства. Он требует детальной разработки будущего фильма (постановочного проекта), который определяет до мелочей все творческие и технические решения. Они обязательны для исполнения всему съемочному коллективу.
Второе условие – это ориентация на «звезд». Поскольку зритель готов платить не за рассказанную историю, а за действующего в этой истории героя.
Общую же координацию элементов фильма осуществляет продюсер, покупающий сценарий, приглашающий звезд и нанимающий режиссера для работы с ними. В общих чертах эта система сохраняется в Голливуде до сих пор.
На первый взгляд, кажется, что система слишком стандартизирована и бездушна. На самом деле, если кино — бизнес, то все упирается в реализацию продукта. Она завязана на кинотеатры и другие каналы сбыта. Она зависит от рекламы и правильного продвижения.
Значит, на точные сроки производства завязан сбыт, т.е. прокат. Сроки релизов (кинопремьер) объявляются заранее. Расписание сеансов в кинотеатрах и программный контент телестудий планируется на год-два вперед. К тому же раз бизнес, значит, конкуренция. Законы бизнеса надо соблюдать.