Тритмент

У большей части сериальной продукции есть поэпизодник, который называют тритментом. Формат у него бывает разный, иногда это зависит от редакторов, которые ведут проект. Если фабулу рекомендуется исследовать в синопсисе, то тритмент касается сюжета.

Стать спонсором (250₽ месяц) и смотреть видео

Фабула или сюжет

В литературе зачастую ходили споры, что фабула и сюжет — это одно и то же. Однако для кино нужно совершенно точно различать эти понятия. Фабула – это история в линейном порядке повествования, событийный ряд от начала и до конца. Фабулу извлекают, чтобы связать историю воедино.

Сюжет — это способ повествования фабулы, потому что иногда фильмы начинаются с конца, а иногда с середины. То есть фабула — это сама история, а сюжет — это то, как подает ее рассказчик, автор фильма, режиссер, сценарист.

История

Нам рассказывают историю и пытаются подать ее с наилучшей стороны, это не просто переставление местами порядка событий, а именно попытка выпукло подать историю. Например, в детективе можно начать историю с конца, чтобы обычно и делают. Именно здесь этот способ развёртывания фабулы будет являться сюжетом.

С чего начать

Тритмент – документ более объемный, чем синопсис. Приступая к работе, перед вами должен лежать готовый синопсис, и вы будете видеть фабулу в линейном порядке. Нужно понять, с какого места интересней было бы начать: с середины или с конца, как в фильме «Одержимость».

На первом этапе вы переставляете эпизоды, которые были разработаны в синопсисе, в том порядке, в каком будете рассказывать историю. Не всегда история начинается в классическом варианте: с начала, она может начинаться именно с конца, потому что вы, как автор, делаете упор на ее смысл. Именно тритмент помогает раскрыть авторский замысел истории.

Дробите эпизоды на сцены

Далее рекомендуется раздробить крупные эпизоды на более мелкие. Зачастую тритмент называют поэпизодником. Нужно понимать, что если на полнометражный фильм выйдет около тридцати крупных трехминутных эпизодов, а фильм девяносто минут, то крупные события связаны по частям и складываются в акты.

Допустим, первый акт состоит из двух частей и длится двадцать минут, второй акт делится на два, и в нем уже может быть пять частей с кульминацией не посередине, потому что обычно посередине бывает второе поворотное событие, которое меняет историю, а кульминация обычно смещена к третьему акту.

Кульминация

Кульминацию рекомендуется оставить на стыке третьего – второго актов, потому что третий акт — это развязка истории, и его не рекомендуют затягивать. Зритель понимает, что движение стремится к финалу.

Все эти части разбиваются на двух – трехминутные эпизоды, которые делятся на сцены. Эпизод содержит три сцены, сцена — это всегда точная связь с местом.

Например, вы видите, как герой просыпается в квартире, выходит из нее, садится в автобус, едет и приходит на работу. Фактически это четыре сцены.

Разбивка

Технологически нужно разбить сценарий так, чтобы съемочная группа могла перемещаться из локации в локацию, и каждая эта сцена раскрывала какой-нибудь эпизод.

В данном случае с героем, который едет на работу, может что-то произойти: он покупает газету, пьёт кофе, однако эпизод один, потому что вы ведете героя из дома на работу.

Несколько эпизодов могут сложиться в часть: герой пришел на работу и там ему сообщают, что произошло сокращение и он уволен. Это уже событие непреодолимой силы, постфактум. Герой собирает вещи и уходит, заканчивается второй эпизод, который называется «Увольнение».

В завершении он возвращается домой, а там хозяин говорит, что тот не заплатил за три месяца, поменял замок в дверях и все имущество его, пока герой не вернет деньги. Таким образом, целая часть с несколькими событиями заканчивается, герой остается на улице без вещей, без средств существования и ему нужно что-то предпринимать.

Путешествие

Здесь и начинается путешествие, он идет куда-то, где можно переночевать, оказывается там, где бездомные люди, и у него тут начинается новая жизнь. Дальше автор решает, начинать эту историю с начала или с другого момента.

В тритменте вы разбиваете крупно сделанные в синопсисе части на более мелкие события и, таким образом, это выглядит как поэпизодник, но эпизоды нужно расставить в порядке повествования и рассказа истории. Здесь очень важно понимать о чем вы, как автор, повествуете.

Если это история о любви, то вы выбираете тот эпизод, который указывает на смысл. Очень часто фильмы снимаются линейно, но все равно вы будете дробить крупные эпизоды на более мелкие, и в итоге получится тритмент или поэпизодник.

Без диалогов

В тритменте не нужно прописывать диалоги, это еще рано делать, необходимо прямой речью передавать, о чем говорят герои. Диалоги — это не болтовня, а действие. В тритменте они говорят о том, что вы предполагаете действие, которое выходит из диалога.

Любой диалог — это сцена, и она всегда самостоятельна. Если герой пытается договориться о ночлеге с кем-то, вы понимаете, что он может сделать это разными способами, но в тритменте пишете, что он пытается договориться о ночлеге с каким-нибудь охранником.

А когда вы будете писать диалог, в зависимости от характеров героя и охранника, просто напишете анекдот, который он рассказывает для того, чтобы его расслабить, а на самом деле понимаете, что герой хочет устроиться на ночлег.

Действия

Если в синопсисе вы пишите событие, как оно влияет на героя, то в сюжете описываете его действия, реакции на события, потому что одно событие может вызвать, как минимум три действия: реакция героя, противодействие и переход к следующему событию.

Вы понимаете, что диалог в этом месте необходим, и, если просто написать: «Пустите меня переночевать», это будет скучно. Зритель хочет видеть, насколько герой изобретателен в этих ситуациях, он должен его полюбить, сочувствовать ему. Вы уже разработали его характер, конечно, все будет меняться, появятся какие-то новые черты, но это разные работы и не нужно их смешивать.

Попробуйте построить дом, имея кирпичи, но без плана — у вас не получится. С фильмом та же история. Может быть так, что эпизод потребует три минуты и место будет одно. Но даже в офисе, где герой приходит на рабочее место и там лежит оповещение, что он уволен, он явно пойдет в кабинет начальника выяснять, но туда его не пускает охрана и он идет в курилку. Он поменяет как минимум три места.

Сначала, он испытывает гнев, потом разочарование, уныние. У героя бываю разные состояние. В кино нельзя просто описать, что играет актер. Зритель смотрит за действиями человека, персонажа, он угадывает его эмоции, сопереживает.

Алгоритм

Автор должен понимать пошаговый алгоритм написания сценария и на каждом этапе выполнять одно действие. Действия будут наслаиваться, и вы увидите, как ваш сценарий становится как пирог, он обогащается. В логлайне вы просто определили героя, антагониста, цель, противодействие и угрозу.

В синопсисе разбили четко на акты, понимая, как и к чему движется герой, выписали события, где у вас начало, исходное событие, поворотные точки. Это не просто структура сценария, когда мы разбиваем его на эпизоды.

Любой эпизод разбирается на сцены. В первую очередь это событие, которое меняет жизнь героя, это угроза, которая всегда пытается его настичь.

Например, цель Одиссея — вернуться домой. Он возвращается с войны от острова к острову, но всегда помнит о своей цели.

Примеры

Еще классический пример: в древнегреческом театре спускался на подвесах актер в маске бога и давал испытание. Этого же тоже было событие, которое обычный человек не ждет. В современном кинематографе это делается более драматически, потому что жанры изменились.

Жанр детектив может быть детективной драмой, а может комедийной, например, «Бриллиантовая рука». А «Настоящий детектив» — это абсолютная драма, да еще и мистическая. Это не то, что вы пишите словами, это ситуация: идет расследование, и зритель не знает, кто преступник, а следователь его ищет. Сериал «Мост» — детективная драма, потому что герой и героиня переживают драматические события, героиня болеет и у неё драматическая судьба, и тем не менее она находит в себе силы быть полицейским.

Парадигма

Именно поэтому, если бы судьба персонажа не интересовала зрителя, никто бы не снимал продолжение. Нужно следовать структуре, парадигме. Драматургическая парадигма имеет модель: есть всегда начало, середина и конец. У вас не может быть фильма без конца или без начала, или без середины. Это будет провал. Для этого и нужна композиция, которую вы прорабатываете и постоянно держите в голове. В тритменте это все проверяется и обогащается.

Объем

В результате у вас должен получиться развернутый тритмент на 70-80 страниц, разбитый по сценам, по эпизодам, в нем будет обозначен сюжет, который вы, как рассказчик, предлагаете зрителю увидеть. К этому моменту у вас есть проработанный характер героя.

Все определяется сценами. В фильме «Чужой» действие происходит в космосе. Вот сцена в космическом корабле, в одной его части, вот в другой его части. Или люди вышли на неизвестную планету и нашли другой корабль. Как только герои переместились на новое место — это сцена. Как правило, сцена — это эпизод.

Например, экспедиция собирается на планете, выходит, едет по планете, находит корабль и в нем что-то происходит. Это один эпизод, разбитый на множество сцен.

Дробите свою историю, думайте, что еще могло бы произойти, делите на более мелкие элементы. Если человека уволили, и он пошел пить кофе, вместо того, чтобы как-то среагировать, это никому не интересно. Или он может пойти пить кофе и вылить его начальнику в лицо.

Или в комедии герой пришел к автомату, а тот забрал последнюю монету и не выдал ему кофе, он неудачник, и это последняя капля, человек разбивает автомат и его лишают выходного пособия, потому что он не справился с эмоциями. Тогда это характеристика героя. Вы его описали, понимаете его поведение в разных ситуациях, как он реагирует на стресс, как он живет.

Итог

Поэтому тритмент, как разработка сюжета — это очень важный этап, на котором вы дробите части на эпизоды, эпизоды на сцены, а сцены — это реакция героя.

Там всегда есть начало, середина и конец, герой должен понять, что с ним произошло, он должен это пережить, найти выход из положения, сделать это действие, поэтому всегда будут три части, независимо от того, ходит он по разным местам или нет. Это и есть драматургия внутри, каждая сцена состоит тоже из трех элементов: начала, середины и конца.

Так же, как и каждый эпизод состоит из трех сцен, который тоже является началом, серединой и концом. И каждое действие составляет маленькое событие. Мы так рассказываем историю. Даже если у нас за фильм проходит сто лет, вы все равно должны определить, где начало, середина и конец, и в тритменте развить историю полностью, в нем все эпизоды и все сцены уже написаны.