Структура киносценария

 

Первая, главная рекомендация известного американского редактора Линды Сигер: если у вас независимое и недорогое кино, то пишите пьесу, как для театра. Ограничивайте количество персонажей, их должно быть не больше семи-восьми, в крайнем случае, десяти. Также ограничивайте количество мест съемки, локаций. 

Пьеса хороша тем, что она точно выявляет именно драматургический конфликт. То есть вы понимаете, к чему стремится герой и чем все это закончится. Пьеса в плане драматургии является высшей точкой профессионального мастерства, и написать ее чрезвычайно сложно. Но в контексте данной темы под словом «пьеса» подразумевается небольшое количество действующих лиц, точность и понятность сцен, мест действия.

Идея

Первое, с чего нужно начать при написании сценария, это идея. Вы должны понимать, про что ваш фильм. Это некая формула, которая отличает каждый кадр фильма, каждую сцену. Вы должны помнить о ней всегда. Это не то, к чему стремится герой, не его цель. Это идея: почему вы решили снять этот фильм.

В целом идея состоит из смысловой и формальной частей. Формальная часть — это визуальное, жанровое решение фильма. Вы определяете, детектив ли это, мелодрама или драма. Но сама идея должна быть изложена лаконично. Лучше всего записать ее логлайном.

Логлайн

Логлайн, как камертон, поможет в дальнейшем выделять лишнее, а что нет в движениях персонажа, в развитии. Ведь сценарий состоит из нескольких элементов: герой — один из элементов сценария, антагонист — другой, сюжет — третий, фабула — четвертый элемент. Именно для того, чтобы не запутаться в этих элементах и чтобы герой прошел весь свой путь, вам и нужна идея.

Рекомендуется, чтобы в логлайне содержался конфликт, то есть некое противоречие: с кем произошло, что произошло, чем это грозит и что будет, если это не случится. То есть сама идея уже определяет действенную природу сценария, не описательную, а именно действенную.

Логлайн в данном случае — это инструмент, который у вас перед глазами и который вы можете записать в телефон, в записную книжку, чтобы всегда помнить, о чем ваш фильм. Также для себя вы можете определить тему фильма, прописать концепции, все то, что поможет понять, представить и принять всю эту фактуру, как материал.

Синопсис

На втором этапе нужно записать фабулу — линейную историю. Для этого мы используем синопсис. Не рекомендуется делать синопсис объемным, вписывать в него много литературных слов. Запишите тремя-четырьмя предложениями по количеству предполагаемых актов — это и будет структура сценария.

Вам нужно записать именно свою историю, без характеристик героя. Это своеобразный небольшой анонс, но, безусловно, с финалом. В дальнейшем синопсис можно расширить на страницу, но по тому же принципу.

Акты

Как уже освещалось в первой лекции, структура сценария, по Аристотелю, содержит три части: начало, середину и конец. Или начало, развитие и финал. Но в процессе эмпирического опыта и развития кинематографа были предложены другие варианты структуры: четырех- и пятиактные. В пятиактной второй акт просто делится на две половины. Поскольку существует кульминация, так называемая верхняя точка, и происходит самый главный в истории поворот, то второй акт делится на две части.

Когда вы записываете сценарий, помните, что первая часть, первый акт, — это завязка сценария. То есть это часть, в которой вы описываете героя, его окружение, что случилось, кто ему противостоит, в каком мире он действует. То есть она включает в себя все, что произошло с человеком и заставило его изменить свою жизнь.

Второй акт начинается с того, что герой сдвинулся с места: его жизнь изменилась, обстоятельства изменились, он становится неким странником и двигается до той самой точки, где происходит некоторое изменение. Он переваливает через эту кульминационную точку и двигается еще дальше. То есть он меняется, он идет к полному необратимому изменению, которое происходит уже в финале, в третьей части.

Сюжет

Далее нужно записать сюжет. Разница между сюжетом и фабулой, в особенности для кино, в том, что оно не рассказывается линейно. Кино можно начать рассказывать с конца, с середины или же с начала. Сюжет – это способ повествования, порядок разворачивания фабулы. Это тот формат, в котором вы будете рассказывать вашу историю, чтобы добиться наибольшего и наилучшего зрительского восприятия.

Вы сами будете решать, с чего начать. Может, с главного события. Или вы начнете с финала. Это лучше всего записать в тритменте. В нем вы расписываете события не линейно, а как они идут в процессе своего повествования, используя ту же самую структуру: четырехактную. Именно здесь возникает авторское видение истории. Это очень важный этап.

Тритмент

Тритмент — это всегда больший документ. В случае с полнометражным сценарием он может доходить до 30-40 страниц. Тритмент создает точное понимание не структуры фильма, а именно некой модели или парадигмы фильма, то есть его целостности. Можно описывать и действия. Но лучше всего писать событийным порядком. Это порядок событий именно в вашем рассказе.

После создания тритмента переходим к более подробной структуре. Вы делите сценарий на акты, которые, в свою очередь, тоже нужно разделить части, например, как главы в книге. Это не просто какое-то событие, а событие, определившее изменение. К примеру, если первый акт занимает 30 минут, то в нем может быть три части, которые точно так же разделяются на начало, середину и конец. И каждая из этих частей содержит три эпизода. Таким естественным образом мы получаем трехчастную структуру уже внутри главы или части.

Эпизод

Следующая структура — это эпизод, он является главным событийным элементом. Тритмент можно разделить на эпизоды и даже их пронумеровать.

Эпизод — это событийный ряд, а события неравномерны по значимости. Например, есть первое поворотное событие — это конец первого акта и переход ко второму, где он сдвинулся с места. Далее второе поворотное событие, оно посередине второго акта. Третья поворотная — это кульминационная точка. И последняя — это финал. Таким образом, получается четыре части. Дальше продолжайте точно так же дробить.

Если, к примеру, первый акт длится тридцать минут и в нем три части, то возникают еще два промежуточных события, которые что-то изменят. Допустим, в первой части вы можете представлять героя, во второй — антагониста, а в третьей — то, за что они борются, их первую схватку и то самое изменение, которое заставило героя сдвинуться с места.

То есть это события более мелкого масштаба, но все же они определяют движение эпизода и динамику на целых три минуты. Таким образом, поэпизодник — это весь событийный ряд, включая события разного уровня.

Итак, у вас семь-десять персонажей, два или четыре героя, больше не надо, четыре-пять локаций, потому что это независимое небольшое кино, четыре основные части и 30-40 событий, в зависимости от динамики повествования. Последнее зависит от жанра, который вы выбрали: детектив, триллер или иное. В триллере более тягучее повествование, в драме классическое, в мелодраме может быть растянутое. В экшене оно будет, наоборот, сжатое и более динамичное.

Там даже из выстрела можно сделать событие, как это делает, например, Тимур Бекмамбетов. Или в фильме про Бонда, где целым эпизодом объясняется кривой полет пули.

То есть это важно, потому что режиссер обращает наше внимание на это. Этому посвящена целая сцена, которая, на самом деле, состоит из одного выстрела, сделанного в рапиде и точно нарисованного. Но вся драматургическая структура содержится в этом. Это не просто полет пули — это действие.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что эпизоды — это события. Событий, больше, чем эпизодов, быть не может. И в полнометражном фильме, который длится от 90 до 110 минут, и в независимом кино желательно не более 90-100 мину. В любом случае существует формат — полтора часа, он был вычислен эмпирически психологией от способности человека воспринимать информацию, находиться долго под каким-то напряжением.

Однако, как говорил Хичкок, длину кино определяет размер мочевого пузыря зрителя. Поэтому блокбастеры идут от 130 до 150 минут, почти два с половиной часа.

А у современного цифрового кино, в особенности, телевизионного или интернет-кино, совершенно иная структура, которая тоже имеет в своей основе психологию зрительского восприятия, когда между собой конкурируют много источников информации. Поэтому больше полутора часов независимое кино не рекомендуется показывать.

Итак, написали 30-40 эпизодов, которые являются просто перечислением событий, произошедших в фильме. Это и есть поэпизодник. Дальше сценарий делится на сцены. Сцена, в переводе с греческого, — «место».

К примеру, у вас эпизод «погоня»: герой обнаруживает, что в его квартире был похититель, окно открыто, в окне он видит убегающего похитителя. Вторая сцена: герой переместился из одной локации в другую, например, лестница и улица, и он бежит за похитителем. Обратите внимание, что в первой сцене он зашел в квартиру, оценил обстановку и понял, что его ограбили. Во второй сцене он начинает действовать: бросается за ним. И это активная часть действия. Он бежит. Здесь могут меняться локации, но сцена все равно одна: погоня. И дальше он настигает или не настигает. А похититель убегает куда-то, прячется в каком-то доме, и вот он уже на крыше. Третья локация, третья сцена: происходит схватка.

Это драматургическая структура, которую можно применять на фильм, на эпизод, на все что угодно. В примере было три сцены — квартира героя, улица, погоня. То есть структура эпизода состоит из трех сцен. Конечно, их может быть четыре. Сцена может происходить в одном месте и будет равняться эпизоду. Но в ней все равно будут начало, середина и конец, которые и означают три действия героя.

Оценка героем того, что произошло — это событие. Действие или реакция героя на это событие и переход к следующему, то есть завершение события, финал. Поэтому вы можете написать три сцены по одной минуте. Или две сцены по две минуты. А можете написать одну сцену на три минуты, и она будет все равно одним эпизодом.

Сцена

Сцена — это последний драматургический элемент, который содержит три части. Внутри сцены тоже может быть дробление на три части. То есть герой открыл ключом дверь, зашел, понял, что окно разбито, увидел, что вещи перевернуты. Это одна сцена. Герой кинулся к окну и увидел злодея. Это все одна сценка, и она точно так же делится на драматургические элементы.

Можно примерно посчитать, сколько будет этих сцен по количеству минут. То есть от 80 до 120 в предлагаемой структуре. Это уже будут сцены, которые содержат место действия, время действия и все остальные элементы киносценария.

Кадр

Переходим к элементам не драматургической структуры, в которых совершается действие, а структуры фильма, из которой складывается драматургическая структура. Есть такое понятие: «кадр». У кадра есть физические размеры. Принято говорить «кадр» и «кадрик». Кадрик – это часть пленки или единица исчисления скорости в современном цифровом кино. А кадр – это то, что видит зритель, успевает увидеть и оценить.

Есть такое понятие, как «информационная емкость кадра». Одна страница текста, сценария в нашем варианте является одной минутой сцены. Например, возьмем за основу «одна сцена – одна минута».

Если в сценарном формате 12 кеглем шрифта Courier написать текст сцены в одну минуту и сложить этот листок в несколько раз, он разделится на восемь частей.

Поэтому в американских программах считают не хронометражем — секундами и минутами, а так называемыми частями листа. У них есть одна восьмая, одна четвертая, две третьих, три пятых листа.

То есть если вы напечатаете лист текста, вы поймете, что у вас восемь адекватных абзацев. И длина абзаца примерно семь-восемь секунд. Семь секунд — это была первичная длина панорамы. То есть это самая большая длина кадра, которую можно держать, чтобы зритель не устал. После семи секунд ему становится скучно. А короче трех секунд — он ничего не успевает понять. Поэтому длина кадра зависит именно от этих психологических и визуальных факторов.

Таким образом, панораму вы можете тянуть до семи секунд, не больше. А самый крупный кадр — три секунды. Для того чтобы герой смог сказать хотя бы одно слово, ему нужно три секунды. Чтобы зритель успел воспринять сценку, то есть какой-то блеск в глазах героя или какое-то мимическое обозначение — не меньше трех секунд. То есть крупный план — это три секунды, а общий — до семи.

Итак, страница разделена на восемь частей, которые идут друг за другом. Эти элементы мы и будем обозначать, как кадры.

Есть разные способы работы и визуализации, но раскадровка, хотя это тоже часть работы режиссера вместе с художником, бывает как в советском режиссерском сценарии, текстовая. Она дробится в таблице и определяется, какая крупность, какая техника, что происходит в кадре. Или рисуется визуально.

Если говорить о больших кадрах, то нужно умножать на восемь. В нашем примере получается от 800 до 1 000 кадров на полуторачасовой или стоминутный фильм. У вас будет где-то 1 000 кадров, которые надо снять. Причем многие из них могут состоять из трех кадров, можно восемь кадров умножить на три и будет двадцать четыре. То есть менее динамично. А максимум — 24 кадра.

Итог

Сценарий — это единый элемент на 90-100 минут.

  1. Его основную мысль вы определяете в логлайне, который сам по себе уже содержит конфликтное противоречие и описывает, кто ваш герой, что случилось, что ему противостоит, чего он должен достичь и что ему угрожает. То есть содержит главную идею вашего сценария. Далее в фабуле описываете линейный событийный ряд.
  2. Следующий этап — тритмент, в котором расписываете событийный порядок в порядке повествования, описываете сюжет. Дальше начинаете работать со структурой: разбиваете тритмент на 30-40 эпизодов, каждый из которых определяется примерным событием, которое происходит в повествовании.
  3. Потом переходите к структуре фильма, который дробится на сцены. Сцена ограничивается одним местом, потому что физически надо перемещать группы, что займет несколько часов. Структура фильма — это уже сцена из сцен от 80 до 120 минут.
  4. Каждая сцена делится на кадры. В зависимости от внутренней динамики может быть снято одним кадром, может внутрикадровым монтажом. То есть кадр имеет драматургическую структуру — начало, середину и конец. Вы можете снять отдельными крупными планами, можете снять одним длинным, панорамой. Это уже способ съемки, который определяет режиссер. Кадры можно нарисовать или прописать одним за другим.