Синопсис

Синопсис в переводе с английского означает «конспект». Применительно к киносценарию синопсис играет огромную роль, так как это основной документ, с которым приходится работать сценаристу и продюсеру.

Стать спонсором (250₽ месяц) и смотреть видео

Краткость

Синопсис бывает кратким и расширенным. В нем рекомендуется прорабатывать фабулу, а не сюжет. Фабула – это линейная история, а сюжет – это способ разворачивания фабулы.

Фильмы могут начинаться с середины и с конца. Поэтому синопсис рекомендуется именно для разработки фабулы, для выстраивания истории линейно, для правильного построения структуры, повествовательной проработки линии героев. У вас будет несколько синопсисов.

Структура

Синопсис следует развивать по методу снежинки. Первое, что нужно сделать, — это разбить сценарий по структуре на три основных акта: завязку сюжета, развитие и развязку.

  1. В первом акте описывается, что происходит с героем, кто он и что заставляет его поменять жизнь.
  2. Во втором — развитие приключения и основные изменения персонажа в контексте истории.
  3. В третий акт войдет окончательное изменение героя, схватка с антагонистом и разрешение истории.

Второй акт рекомендуется разбить на две части. Можно представить горку, по которой герой забирается в ходе прогрессии усложнения, но потом неожиданно начинает спускаться к какому-то разрешению. Таким образом, получается четыре части истории, потому что вторая поделена на две.

Ключевые переходы

Все это нужно записывать или зарисовывать на бумаге. Помечайте ключевые точки переходов между актами.

  1. Первый акт заканчивается, когда герой отправляется в путь.
  2. Во второй части мы сталкиваемся с его путем. Путь может быть нефигуральный, но когда герой превращается в странника, он находится в поиске и с ним происходят разные изменения, встречи, потрясения.
  3. В третьей части герой уже обретает новые качества, он перестает быть учеником и становится воином.
  4. А в четвертой происходит схватка, битва за цель: победить либо потерпеть поражение. Поэтому на первом этапе работы с синопсисом нужно прописать эти четыре абзаца.

Это подходит к методологии любого сюжета. Можно взять любой фильм и разобрать на части таким образом. Это основа кинодраматургии.

Линейность

В синопсисе прописывается пошаговая фабульная линия. Не переставляйте события местами, не решайте, с чего начать: с начала или с конца, а старайтесь всю историю представить линейно.

На этом этапе ваша история — простое повествование, то есть с чего все началось и чем закончилось.

Нужно раздробить историю на четыре части и у каждой определить свое назначение, потому что если у вас рассказ без начала, середины и конца, то он у вас просто не получится. Вы должны понимать, что есть начало, когда все произошло, где главное — познакомиться с героем и узнать, что с ним случилось.

  1. В первой части второго акта герой встречается с новыми приключениями и испытаниями.
  2. Во второй части второго акта он меняется.
  3. В третьей происходит схватка за цель.

Это структура всех фильмов, включая авторское кино, потому что она у зрителя в голове, мы тысячелетиями таким образом слушаем истории и понимаем их, и если один элемент будет отставать, то зрителю станет неинтересно.

Кульминация

Сценаристу на этапе разработки нужно четко определить четыре части. Кульминационная точка — это изменения самого героя. Она приходится на середину повествования.

Если герой пошел служить в армию и преодолевает какие-то трудности, то он уже становится воином, солдатом, и его ждет большое испытание.

В фильме «Солдат Джейн» женщину призвали в «морские котики», она подвергается всякого рода испытаниям. Героиня должна доказывать, что она не хуже мужчины. Но все её тяжелые испытания оказываются ничем по сравнению с последним, когда на боевом задании она показывает себя сильнее многих мужчин.

В данном примере отражается закон для любого повествования.

Объём

Когда вы раздробите историю на четыре основных, сделав краткий синопсис на страницу, продолжайте работать над разбивкой сценария. Нужно взять первый акт и разбить его на три-четыре части.

Если делать это по Аристотелю: начало, середина и конец, то, может быть, у вас окажется четыре части, и одна будет экспозиционная. Структурно, по методу кристалла или снежинки, когда вы разобьете все части еще на три, то получите искомые двенадцать частей. Можно умножить их на десять минут — это средняя длина части фильма.

Хронометраж

Традиционно часть фильма длится 10 минут, потому что раньше 300 метров пленки помещалось в кинопроектор. И кинематографисты старались, чтобы к этому моменту зрителю был не заметен переход с части на часть, поэтому к этому времени завершается какое-то событие, возникает эмоциональная пауза, в которую зритель не замечает перехода.

Сейчас фильмы имеют цифровой формат, они загружаются на сервер, но традиция осталась. Большинство мастеров не рекомендует делать первую часть дольше двадцати минут, особенно если речь идет о жанровом кино. Если это приключение, боевик, то зачем держать героя на месте. Но если у вас сложный мир, долгая предыстория, то она займет больше времени.

Таким образом, расширенный синопсис займет около двенадцати страниц.

Детали

На этом этапе можно записывать все детали, которые вам помогут, но лучше сосредоточиться на действенной или событийной конкретике. Например, произошло событие, на которое герой не просто реагирует, а действует, предпринимает шаги, должен быть активным, он либо отражает то, что происходит, либо инициирует.

Изменения героя

Наметив двенадцать частей, вы увидите весь событийный ряд: исходное событие, поворотное событие, второе поворотное событие, кульминационное событие, схватка. Вы выделите основные точки и проводите героя через низ к цели. Зачастую событие, которые вы придумали, будет недостаточным, чтобы герой изменился.

Например, если он видит дождик на улице и берет зонтик перед выходом на улицу — это просто зонтик, но не изменения. А если герой попадает на планету, где все время дожди и нужно уметь дышать жабрами, то у него произойдут изменения, как в «Аватаре».

Это изменение, которое меняет жизнь героя. На следующем этапе он должен поменяться, и после вступить в схватку и либо потерпеть поражение, либо нет.

Формат

Синопсис – это основной документ. Есть множество компьютерных программ, которые помогают правильно отформатировать сценарий, но для написания синопсиса подойдет любой текстовой редактор. Для оглавления каждого акта лучше подобрать одно слово, которое точно отобразит, что происходит с героем.

Это ни чем не отличается от работы с фабулой книги, однако на последнем этапе книги вам потребуется много слов для описаний, и вы будете работать с литературной стилистикой, а в киносценарии вы переведете все в визуальный действенный ряд, и это станет историей для съемки.

Расширенный синопсис

Если вашей историей заинтересуются, то вас обязательно попросят сделать расширенный синопсис. У драматургов он может занимать тридцать–сорок страниц, иногда они переходят в более детальную разработку и могут прописать диалоги. Расширенный синопсис содержит набросок, который включает в себя все, что так или иначе поможет продюсеру судить о фильме. На начальном этапе не рекомендуется этого делать. Самая большая ошибка начинающих авторов — когда им сразу хочется написать диалоги.

Диалоги

Диалог — вещь действенная, он возникает из того, что происходит, рождается не только из характера героя, но и из его характера в развитии ситуации. В сценариях сейчас очень много диалогов, герои просто болтают, и это самая большая проблема в современном кинематографе.

Этапы

На уровне синопсиса держите себя в рамках. В первом акте происходит первое событие. Откройтесь для зрителей, расскажите, кто герой, через его привычки, работу, кто антагонист, с каким вызовом столкнулся герой. На этом этапе нужно точно определить цель героя и его проблему. Второй этап больше действенный, его первая часть — это испытание.

Например, герой переехал на новое место жительства, где все нужно узнавать заново и начинать новую жизнь. Вы должны как автор определить и понять, что если он жил в одних условиях на одной планете и переехал на другую, то нельзя упустить ничего, потому что зрителя будет интересовать все.

Психологически зритель всегда ставит себя на место героя. Это принцип развлечения, но и принцип нашего мозга к адаптации к новым условиям, потому наш мозг не видит разницу между кино и жизнью, он воспринимает аудиально и визуально, и мы узнаем ситуации. Если они новые, то мы реагируем на их, а если нет, то нам становится скучно.

Описания

В кинематографе, как и в любом другом жанре развлечений, все строится на свойствах мозга воспринимать и обрабатывать информацию, поэтому, если вы начнете фальшивить и упускать что-то, то зритель обратит на это внимание. Но, с другой стороны, если вы будете очень подробно описывать и все для вас будет иметь значение, то станет скучно.

Когда человек читает книгу, то должен представить все в голове и ему на это нужно время. В кино же он все сразу слышит звук, диалоги. Не нужно описывать, что герой входит в помещение, мозг определяет это почти мгновенно. Поэтому вы должны сами представлять ситуацию и давать очень четкое, короткое описание.

Кинематографичность

Учитесь мыслить кинематографически, а для этого можете включить фильм и записывать каждый кадр, а потом попытаться литературно переработать эти записи и получить целиком историю. Если вы будете монтажно мыслить и наблюдать фильм, то будете видеть, где заканчиваются эти структурные части.

На фабульном этапе работы над синопсисом ваша задача — получить двенадцать или максимум тридцать шесть абзацев, страниц, если вы многословны и вам хочется описать все, или у вас сложная ситуация и вам нужно много описывать. Работу над синопсисом не нужно делать за один день. Обычно на нее выделяют от месяца до трех, в зависимости от сложности проекта.

Советы

  1. При написании синопсиса концентрируйтесь на фабуле и разрабатывайте именно её.
  2. На следующем этапе вы будете работать с сюжетом, переставлять части, стараясь понять, как это повлияет на зрителя. Нужно будет подумать, с конца начинать историю, с середины или с начала. Необходимо будет найти все дыры в истории и заполнить их.
  3. Потом, когда вы пропишите расширенный синопсис, отложите его на несколько дней. При следующем чтении какие-то события покажутся вялыми, фальшивыми, значит, нужно будет прорабатывать второй вариант синопсиса. (Креативный процесс работы начинается через какое-то время, и вы будете хорошо понимать психологию своих персонажей. У вас появятся варианты реакция персонажей, которые потом выльются в диалоги).
  4. При описании реакции персонажа нужно все помечать и не бояться быть многословным, но не писать литературно. (Например, если произошло неожиданное событие: взрыв, так и пишите: «взрыв», и точка, а в формате сценария он пишется заглавными буквами).
  5. Делайте эти пометки для себя и на этом этапе несколько месяцев прорабатывайте именно фабулу. (Если вам удастся в синопсисе из двенадцати крупных событий сделать тридцать шесть небольших, которые очень четко будут укладываться в парадигму, значит, вам удалась большая часть работы, и на следующей ступени вы будете прорабатывать другие детали.) Помните, что на этот этап вам понадобится от месяца до трех.

Итог

Фабульная проработка – это основная часть работы с историей. На этом этапе мы получаем всю картину истории и можем перейти к следующему.