Сеттинг

В киноиндустрии сетом называют место съемок. Но словом «сеттинг» в Голливуде обозначают гораздо большее — пространство, в котором происходит действие.

Стать спонсором (250₽ месяц) и смотреть видео

Что такое сеттинг

Разберем несколько примеров, которые помогут понять, почему сеттинг так важен при разработке сценария. Например, книга, которая вышла после съемок фильма «Аватар». Она напечатана на качественной бумаге, в ней проработаны не только образы и персонажи, но и все животные, миры, все растения, насекомые и рыбы.

Помните, с какой тщательностью был проработан мир в фильме? Потому что его создавали с нуля, и художникам было важно всё продумать. Во многих американских сценариях есть описания какого-то места, особенно если речь идет о фантастических фильмах.

Например, в сценарии к фильму «Чужой» очень подробно дано то, что видно в космосе. И художникам пришлось это прорисовывать и делать разработку, но авторская мысль направляла их.

Натура или экстерьер

Поэтому сеттинг — это очень важная составляющая сценария. Если вы пишете современную историю, то вам это может показаться просто локацией. В сценарии вы указываете «натура» или «интерьер», или «экст». Советское и американское написание различалось. У нас писали «натура», а у них «экст».

Натура означала, что съемки проходили снаружи, на улице, а «экст», что съемки тоже идут снаружи. То есть если вы видите героя в иллюминаторе, то это «экст», хотя вы можете снимать это в павильоне. А в советском сценарии писали бы «павильон». Сейчас везде задействован американский формат, поэтому нужно указывать «экст» и «инт».

Локация

Место действия — это не сеттинг, а локация. Это имеет отношение к съемке уже готового сценария. Режиссер с художником будут выбирать те самые локации, в которых будет проходить съемка. Характер мира задается автором. Хорошо, когда есть описание этого мира, как в серии книг «Сталкер», например. А если его не существует, и вы пишете сценарий про другие миры, то и режиссеры, и художники будут опираться на ваше описание. Когда речь идет о сказочном мире, его нужно описать, потому что художнику нужна отправная точка.

Зачем нужен сеттинг

Но нужен ли сеттинг в современном кино? Вспомните фильм про Джеймса Бонда, начало которого происходит в каких-то невероятных местах где-нибудь в Мексике или парящей зноем пустыни. Это и есть сеттинг, когда героя окружает целый мир, в котором он что-то делает.

В последнем фильме Джеймс Бонд на задании на карнавале, и карнавал является фоном. Это тоже сеттинг. Карнавал привносит иные краски, иные звуки, это мир, который живет вокруг героя. То есть Мексика — это локация, а карнавал — это уже сеттинг, потому что это придумал автор.

Или, например, в современном кино ваш герой живет в общежитии. Художник воссоздаст декорацию общежития, поставит там кровать, тумбочки, но разве это сеттинг? В общежитии живут люди, что-то же там ведь еще происходит.

В жизни мы воспринимаем наш мир как физический, но это не так. Он состоит из многих вещей. Окружение создает определенные обстоятельства, и каждый из нас понимает, что наше поведение в публичной месте и когда мы находимся в гостях, будет отличаться.

Сеттинг и эмоции

Также в проработку входит эмоциональное состояние. Например, сериал «Жуков» начинается с празднования Дня Победы, после которого маршал едет по Москве. И это совершенно определенная окружающая обстановка. Люди знают, что он маршал победы, они готовы поднять его на руки, потому что у всех эмоциональных порыв, невзирая на то, что девятое мая давным-давно прошло.

Но эта атмосфера всеобщего праздника и есть сеттинг, который придется делать постановщикам, но написать его должен автор. Потому что в случае с автором как раз будет не хватать этого эмоционального психологического состояния.

Три мира сеттинга

Миры сеттинга можно разделить на три основных.

Витальный

Первый — это мир физический, все, что окружает нас, все, что мы физически видим, ощущаем и можем потрогать. Сюда включаются температурные ощущения (жар и холод), физические ощущения, лес, море, город — это все различный сеттинг.

Социальный

Второй — это социальный мир, мир взаимосвязи людей, в котором определяется их поведение. Человек в детском саду не будет вести себя так, как поведет на заводе, то есть погружая героя в определенные условия ради действия, ради той истории, которую вы придумали, вы должны всегда помнить, что если ваши персонажи разговаривают в литейном цеху, где летят искры, то они будут совершенно по-другому себя вести.

Это повлияет на все, и на диалоги: в этом грохоте человек будет кричать, кто-то может вообще бояться расплавленного метала, но это посторонний человек, не литейщик. К примеру, следователь пришел допросить рабочего-литейщика, и это будет влиять на его поведение последнего, он этого металла не боится, может подходить ближе к огню, отворачиваясь, закрываясь варежкой.

Все это создает окружение, если этот же человек придет к следователю в кабинет, который будет абсолютно точно напоминать, что появление здесь может привести к существенным изменениям в жизни, и поведение его будет другим.

Виртуальный

И третий — это виртуальный мир. Вы, как авторы, должны понимать, в какой ситуации, в каком изложении вашего мира находится герой, потому что одно и то же событие, толкающее его к действию, будет по-разному интерпретироваться в разном сеттинге. Поведение в море, в горах, в пустыне — везде это по-разному.

Была пятидесятиградусная жара, это вообще было что-то инопланетное. После зимней Москвы с уборочной техникой, в зимних шапках, герои вдруг оказываются на другой планете. И герой говорит, что, раз они в пустыне, то Ашхабад там, туда надо идти. Это тоже часть замысла авторов. Человек рационального ума не может поверить, что он на другой планете, и считает, что раз вокруг него песок, то значит, он где-то в пустыне. Вся история, весь фильм о том, что людям очень трудно поверить, что так просто можно оказаться в другой галактике.

Когда вы пишите «экстерьер» или «интерьер», «натура» или «интерьер» про дом главного героя, вы должны понимать, что дело не только в доме, дом — это декорация, локация, ее определит уже режиссер, художник и потом оператор. Вам надо определить мир, в котором живет герой.

Итог

    1. Придумывая сеттинг, не нужно записывать его в сценарий, надо проработать его на отдельном документе. (Сейчас в современном кинопроизводстве работают не столько со сценарием, сколько с так называемой библией проекта. Особенно при работе над сериалами, где нужно приписывать все в деталях, и сеттинг прорабатывается отдельно, потому что он с точностью описывает мир героя, в котором он живет).
    2. Начинайте с простых историй, но помните, что ваши герои живут в трех мирах.
    3. Сеттинг — это не локация, не место, а мир, в котором живет герой.
    4. Если этот мир сказочный, придумывайте его, если фантастический – тоже придумывайте и описывайте, если он обычный, то наполняйте его тем, что может окружать героя и влиять на его поведение.