Первый драфт

Все, что мы делаем как кинематографисты, мы делаем для зрителя. И основная работа проделывается при написании сценария.

Стать спонсором (250₽ месяц) и смотреть видео

Все, что мы делаем как кинематографисты, мы делаем для зрителя. И основная работа проделывается при написании сценария.

Что уже сделано

В предыдущих лекциях мы разрабатывали темы структуру, драматургию, формат сценария. Говорили о персонажах, сеттинге, работе с логлайном, проверке идеи и ее силовых линий, поднимали вопросы мотивации героя, его целей, внутренних проблем, противостояний и угроз. Мы разбили сценарий по кадрам, разделили его на акты, части, эпизоды, сцены.

Мы дошли до тритмента и уточнили событийный ряд, мы расставили сюжет таким образом, чтобы еще больше увлечь зрителя. В этой лекции мы переходим к той части, которую профессионалы называют «первый драфт», то есть черновой драфт сценария. От тритмента его отличает только появление диалогов.

Диалоги

Диалоги — это важный элемент сценария, который всегда вводит в заблуждение начинающих авторов. В жизни мы слышим, как разговаривают люди, и многие наверняка пробовали писать сразу диалоги, потому что кажется, что это просто. Но диалог в кино всегда действенный, он заменяет действие.

Персонажи вступают в словесную коммуникацию только тогда, когда это необходимо по сюжету. Проблема в том, что в современных сериалах герои просто болтают и рассказывают о том, что произошло в кадре и за кадром.

Если вы хотите стать мастером сценарного слова, то читайте театральные пьесы, анализируйте, как там строится диалог. В любой театральной пьесе есть только диалоги, но при этом понятно, что происходят. В ремарках никогда не напишут: «он посмотрел, он хихикнул».

Сокращения

В современных киносценариях пишут очень много ненужной информации. Когда вы вставите диалоги в тритмент, он увеличится вдвое, и половину придется сократить, оставив только необходимую информацию для фильма.

На этом этапе работы перед вами стоит сложная задача: нужно понять, что лишнее. Наверняка, делая пометки или обобщая какие-то моменты, ваш сценарий на две трети будет состоять из литературы.

Начинающие сценаристы очень любят описывать комнаты героя, где что лежит, кто в чем одет, этого категорически нельзя делать. Объединяйте объекты, и сокращайте количество персонажей. Каким бы красивым ни было ваше описание, удалите его и оставьте только диалоги. Для сценария нужны место действия, локация, время, потому что это имеет отношение к съемке, и диалоги.

Безусловно, автор должен знать своих персонажей, но режиссер увидит их другим. Если полнота героя имеет отношение к сюжету, потому что он весь фильм борется с лишним весом, то это его характер. А если вы просто написали, что герой толстый, то это не имеет никакого значения. Или он толстый и по сюжету не пролез с друзьями в какую-то дыру, когда они спасались, и решил остаться и прикрыть их. Сценарист должен знать и понимать это.

При написании первого драфта нужно убирать литературное описание и прорабатывать диалоги. Это кропотливая работа, она займет месяц или больше, но это самый важный этап. Не оживляйте сценарий литературой, не расписывайте все повествовательно. Помните, что каждый кадр – это действие, и описывать нужно только действие. И действие в данном случае — это не реакция героя, ее сыграет актер.

Чужая работа

Работа режиссера — выстроить все действия, визуализировать их, работа актера — сыграть. Если вы вычистите все лишнее, но у вас будут прекрасные, действенные диалоги, то это удачный сценарий. Вы можете описать несколькими фразами состояние, необходимое для действия.

Интерьер художник будет продумывать сам, не надо описывать мебель, он поставит, какую ему нужно. Режиссер и оператор это учтут, они построят архитектуру. Вы можете написать, что в комнате беспорядок, потому что за день до этого была вечеринка, и режиссер сразу это понимает.

Абсолютно не имеет никакого значения, когда пишут, например, что героиня в юбке-карандаш, если она потом из-за этой юбки не споткнется и не упадет. В ином случае художник по костюмам будет сам решать, в какой она юбке.

Разметка

Основная работа для первого драфта — это написать диалоги и помнить, что они действенные. Новую сцену нужно отбивать лидом и помечать: «интерьер, комната, день, продолжение». Об этом написано в книгах о формате сценария.

Прочтите диалоги вслух

Рекомендуется при написании диалогов проговаривать их, чтобы услышать все лишнее. Вспомните, как мы разговариваем в жизни, мы ничего не говорим напрямую, если это не какое-то прямое действие, когда вы в магазине просите хлеб. В жизни, когда люди разговаривают, они скрывают свои мысли, чувства, но это прорывается.

У Антона Павловича Чехова в «Трех сестрах» есть персонаж Соленый, который ничего не говорит, кроме «Цып-цып-цып». Но читатель всегда понимает, почему он в этот момент говорит. Все актеры считают за честь играть Соленого, потому что это драматургия, несмотря на то, что у персонажа нет слов.

Кино — это визуальное искусство. Если вы не придумаете действенные диалоги, то режиссер их не придумает. Ему нечего будет снимать. Он просто поставит камеру, и актеры будут болтать скучный текст.

Два способа работы

Есть два способа писать сценарии: либо писать много и быстро исписаться, либо сесть и сделать так, как это сделал Михаил Булгаков: 27 лет писал роман «Мастер и Маргарита», но зато как написал. Большинству людей кажется, что это легко. Они знают столько интересных историй, видели столько фильмов, написали несколько публикаций в социальных сетях и сейчас напишут сценарий. Человек споткнется уже на логлайне, плюнет и пойдет работать по другой профессии.

Свяжите все воедино

Все, что вам нужно сделать в первом драфте — это вычистить литературную мишуру и превратить диалоги в действия. Каждое событие и каждую сцену вы уже знаете, прописан каждый кадр фильма несколькими отдельными предложениями, перед вами 860-1200 кадров, и теперь их надо связать воедино, чтобы история стала монолитной.

Вам понадобится литературность, потому что вы должны будете сложить это в единое предложение, но ваша задача не дописывать, а сокращать. Попробуйте сократить страницу в два предложения. Сценарная работа — это бесконечное сокращение. Продюсеры читают только диалоги, они не читают сноски. Если в сценарии больше абзацев, никто на него даже не посмотрит, что бы там ни было написано.

Кинодраматургия — не литература

Если вы не выкинете все лишнее, эту работу сделают за вас. Редактор, взяв сценарий, удалит лишние сцены. Вам будет казаться, что вы написали 120 страниц, а вам вернут сценарий с ремаркой, что материала на 20 минут фильма. Сценарное искусство — это не про писательское мастерство.

Вы должны представлять работу дизайнера, архитектора, вы создаете макет и проект фильма, закладываете производственный компонент, эмоциональный, драматургический. Если провести аналогию, то вы создаете проект дома, который потом будут строить. Если архитектор не выверит толщину перекрытий, дом рухнет. Вы напишете сценарий, на котором люди потеряют деньги, его просто не пропустят в производство.

Диалоги тоже необходимо вычищать. Например, ваш герой шепелявит, укажите это в ремарке, но не выписывайте все «ш». Вычистите диалоги от слов-паразитов, излишних «хм».

Личный опыт

Ваш личный опыт может быть бесценен для какой-то идеи. Он должен быть заложен в основе сценария, потому что у сценариста без жизненного опыта, который не поработал журналистом, писателем, не поездил по стране, у него и сценарии такие же плоские.

Упражнения

Есть такое упражнение: вычеркнете в документе все слова, кроме глаголов. Потом просто добавьте к ним слова, избегая ненужные. Должны быть существительное, сказуемое, подлежащее, но без деепричастных, причастных оборотов. И избегайте прилагательных, потому что они несут эмоциональную оценку.

Хороший герой или плохой, будет понятно по его действиям, а не по тому, что вы написали. Русский язык настолько богат, что всегда можно подобрать слово, чтоб передать то, что вы хотите сказать.

Есть еще одно упражнение: напишите диалог, а потом выкиньте начало и конец, и диалог всё равно получится. Вы опустите болтовню, такую как: «здравствуйте, как себя чувствуете, хорошо, а как ваша дочь…» Сцену лучше всего начинать с того момента, когда герой уже там. Например, он пришел в гостиницу взять номер. Начните с момента, когда человек протягивает паспорт и говорит: «Спасибо», потому что нужно знать, куда он приехал и для чего.

Проверка информации

Таким образом, у вас в виде аутлайна прописана каждая сцена по одному-два предложению.

Драматургия: проверены все силовые драматургические линии, вы еще раз проверили конфликты, которые происходят между героями, и точно расставили все события: начало, поворотная точка, кульминация, финал.

Сеттинг: вы проверяете интерьер или натура, пишете название объекта и время дня. Здесь содержится информация для художника интерьера или экстерьера, для режиссера — какой объект он будет переводить в группу с объекта на объект.

Световая информация: день, ночь, утро, — для съемочной группы, то есть операторской. Это техническая информация. Кто находится в комнате, вы пишете для ассистента по актерам, он понимает, какие персонажи заняты в этой сцене.

Не надо писать, что в комнате висела «ватная» тишина, потому что подойдут реквизиторы и спросят, где нам взять «ватную» тишину.

После того как вы сделаете диалоги и вычистите лишние слова, на втором этапе отложите это на несколько недель, и во втором драфте вы приступите ко второй части редакторской работы.