Персонажи

Все мы смотрим кино и нам кажется, что ничего сложного в героях нет: люди как люди. И у каждого из нас есть свой опыт оценки людей, набор аналогий, по которым мы узнаем черты характера, понимаем, что они хотят. Считывать эмоции и смыслы по поведению — свойство исключительно человеческого ума.

Стать спонсором (250₽ месяц) и смотреть видео

Визуальность

Кино — искусство визуальное, поэтому от того, как будет выглядеть ваш герой, зависит многое. За выразительность и эмоциональную достоверность отвечают актеры, но чтобы сыграть, им нужен материал, фактура.

Так же и художникам по костюмам, гримерам, им тоже нужны характеристики, хотя они уже работают с конкретным актером и точно могут снять с него мерки, посмотреть тон его кожи, цвет глаз. Однако у автора во время написания сценария такой возможности нет, он сам должен все себе представлять.

Человек

Киносценарий — это в первую очередь история человека, история героя. Вероятно, в неигровом кино могут быть описательные фильмы, где героями могут являться и машины, и природа. В игровом кино в центре человек, герой и люди, которые его окружают. Это и называется «персонажи».

Тем, кто только начинает свою сценарную работу, не рекомендуется размахиваться на большие романы или сериалы и создавать много персонажей. Для маленького фильма их достаточно пять-семь, не больше.

Герой

Главный персонаж — это наш герой, он всегда один. Герой может быть коллективным, но главный всегда один.

Например, в романе А. Дюма «Три мушкетера главных персонажей четверо, но главный герой все равно Д’Артаньян. С него все начинается, это его мечта, его желание стать королевским мушкетером. И остальные три мушкетера превращаются в неких конфидентов.

В кино вам очень сложно будет уследить за жизнью нескольких персонажей, это можно сделать в сериалах, где материал позволяет идти по принципу романа, то есть вводить побочные линии и новых персонажей, расширять их жизнь. Но это другие линии, истории, которые вплетаются и интегрируются. А главная, основная линия, одна.

Речь ведется о небольшом, низкобюджетном кино, поэтому, есть вы решили показать историю, рассказ или повесть, то вы должны определиться с главным героем. Даже если это семья, то в ней все равно один герой: либо мать, либо отец, либо ребенок, а остальные по отношению к нему либо конфиденты, либо антагонисты. То есть всегда должен быть базовый треугольник. Все происходит относительно главного героя, и именно он начинает движение к цели.

Антагонист

Следующий важный персонаж, создающий силовое натяжение, драматургию — это антагонист. Как уже разбиралось в предыдущих лекциях, его рекомендуется выносить полностью в теневую сторону героя.

Антагонист — это тот человек, та фигура, которая может прямо воздействовать на нашего героя, вызывая в нем всевозможные реакции, чаще отрицательные. То есть это не просто тот, кто мешает.

В религиозном аспекте это бог и дьявол, свет и тень, добро и зло, это всегда крупные противопоставления. Поэтому антагонист — это тот, кто несет угрозу, кто мешает герою достичь цели, он носитель противостояния и конфликта.

Антагонист не всегда может быть плохой, может получиться так, что ему предстоит поменяться, но в любом случае у героя с ним в конце обязательно будет схватка.

Конфидент

Относительно остальных персонажей, есть такое понятие, как конфидент. По отношению к герою или антагонисту — это партнер, напарник, тот, кто помогает герою. Конфидентов может быть несколько. Например, в фильме «Ископаемый» конфидентом по отношению к герою является девочка, она фактически второй главный герой, она его проводник в этом мире, его основной помощник. Остальные персонажи либо коллективные антагонисты, один из которых главный. Поэтому треугольник — герой, антагонист и конфидент, — это основные силовые точки.

Характеры

Вы должны хорошо представлять себе этих персонажей, и поэтому вам нужны их характеристики. Подробное описание персонажей не должно быть в самом сценарии, там оно никому не нужно. Режиссер, художники и сами актеры будут менять персонажей. На этапе отбора актеров у режиссера возникает свое видение. Здесь нужно понимать, что киносценарий — это всего лишь начальный документ, проект фильма на бумаге, который будет разрабатываться.

Психология

Вам придется разбираться в психологии людей и персонажей. Сценарист и режиссер, не разбирающиеся в психологии человека — это бессмысленно. Даже в компьютерных играх, разрабатывая персонажа, надо понимать, каковы его мотивации, хороший он или плохой, почему он такой.

Внешность

В первую очередь вы захотите описать внешность. Нужно прописывать качественные характеристики, которые действительно отличают героя. Например, если вашего героя отличает огромный рост или у него проблема с лишним весом или с худобой, только если это является мотивационной вещью, потому что человек с лишним весом может оказаться изгоем, а худой будет не уверен в себе.

Например, стоит отметить, что у героя была болезненная худоба, в сценарии к фильму «Машинист», потому что было бы странно, если анорексика будет играть полный актер. Или сценарист фильма «Дневник Бриджет Джонс», когда писал, понимал, что героиня имеет лишний вес, и эта проблема для нее очень важна, она ей мешает.

Национальность

Также качественной характеристикой является национальность, потому что иногда цвет кожи или другие детали могут отражать суть истории, как в фильме «Хижина дяди Тома». Таких характеристик может быть гораздо больше указанных выше.То же самое и при описании характеристик антагониста: выделите два-три штриха. Не нужно писать, что он просто брюнет или блондин, это не играет роли.

Но если персонаж альбинос, как монах в «Демонах Да Винчи», то сразу понимаешь, что это изгой. Или в фильме «Цирк», где девушка родила от черного мужчины негритенка. Совершенно понятно, что был бы он белым, проблем бы не было никаких и самого фильма тоже не было бы. То есть если вы понимаете, что эта характеристика выделит героя, то ее нужно описать.

Характеристики

Итак, внешние характеристики необходимо давать всем персонажам, даже если это конфидент. Например, главная героиня некрасивая, а ее конфидентка красивая, или наоборот. Ведь зачастую бывает, что девушки, чтобы подчеркнуть свою красоту, выбирают не очень красивую подругу. Главная героиня стройная, все хотят с ней дружить, а ее конфидентка полная, она от этого страдает, но при этом она добрая и помогает ей. Или наоборот, она ей мешает и потом оказывается, что она антагонист.

В фильме «Телохранитель» с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон антагонистом оказалась сестра, которая весь фильм играла роль конфидентки, она была подругой главной героини, но выяснились тайные мотивы и оказалось, что это она хотела ее убить. Это очень хороший ход.

Сильные и слабые стороны

Кино — это искусство показа, поэтому важно описать то, что видно, а не то, что вы сами думаете о персонажах. Конечно, для авторов важно понимать характер персонажа. Мы имеем дело с людьми, а люди — это всегда сильные и слабые стороны характера. Нам нужно знать, что наш герой любит, что не любит, какая у него сильная сторона, какая слабая, какие у него привычки вредные, какие нет. Это все можно записывать в тот самый документ, который мы назовем «досье персонажа».

Привычки

Очень многое определяют привычки. Для истории может оказаться важно, что у героя есть привычка бегать в одно и то же время. Зачастую подобного рода привычки являются приемами, не потому что за героем кто-то следит, просто она его характерная особенностью, которая потом обязательно скажется на истории. Также зритель, уже узнав привычки, любит это угадывать и определять. То же самое касается антагониста. Привычки не всегда зеркальные, они могут быть одинаковые.

Например, герой и антагонист работают на одной работе, встречаются в одном спортзале или на пробежке. Эти привычки создадут ощущение, что они друзья, а они окажутся антагонистами, потому что у них есть внутренняя проблема.

Привычки конфидента тоже нужно описывать.

Вам пригодятся знания описательной психологии, например, юнгианской, тогда вы сможете определить, экстраверт герой или интроверт. Нужно абсолютно точно понимать, что жизнь человека протекает в трех уровнях. Внешность больше имеет отношение к физическому миру.

Если герой болен чем-то или обнаруживает, что болен, вы понимаете, что это его уже отличает, и тогда его антагонистом становится его болезнь и он пытается ее победить. Более того, в физическом мире герой существует с природой, взаимодействует с другими людьми.

Социум

Следующий уровень – социальный, это сильные и слабые стороны человека при взаимодействия с людьми, с обществом. И самый скрытый от глаз уровень, который можно назвать ментальным или виртуальным, — это наши мысли.

Цель

Герой хочет достичь какой-то цели, но ему приходится что-то преодолевать, у него существует эта внутренняя проблема, которая находится на ментальном уровне, это проблема, с которой он борется. Хорошо, если вам удастся совместить таким образом, что достигая цели, герой разрешает свою проблему.

К примеру, у героя цель — месть, но на самом деле он не хочет быть одинок.

В детстве он видел, как погибли родители, и есть некий убийца, которого он ловит. Но на самом деле его внутренняя проблема — одиночество, и это боль, с которой он никак не может справиться. Он не хочет быть одинок, и ему кажется, что если он отомстит убийце родителей, то как-то избавиться от одиночества. Герой старается вытеснить свою проблему, не концентрироваться на ней, она скрыта, но вы, как автор, должны знать о ней, потому что это очень мощная мотивирующая сила.

Проблемы

Физический мир мы можем увидеть в кадре, эмоциональный тоже угадываем, а внутренний показать очень сложно, и его надо переводить в действенный ряд. Никто не рассказывает о своих проблемах, и герой этого делать не будет, но именно из-за таких скрытых мотиваций зритель смотрит кино, наблюдает и угадывает, справится ли герой со своей проблемой.

Угрозы

Существуют и внешние угрозы, с которыми герой должен справляться. Все это имеет отношение к зрительскому интересу, поэтому кино не должно быть скучным. Даже если вы рассказываете самую простую историю и ваш герой вам понятен, вы должны это сделать интересно.

Для этого вам нужно самому быть инженером человеческих душ, вы должны понять и увидеть то, что люди зачастую прячут. И вы если как кинематографист-документалист будете наблюдать за вашим персонажем, возможно, откроете то, что он сам о себе не знает или не хочет знать. Поэтому характеристики играют очень важную роль.

Биография

Дальше нужно уделить внимание биографии героя. То есть вы должны знать, что у него было до и что у него есть в настоящем. В его прошлом необязательно должны быть события, которые приведут линейным образом к вашей истории. Нужно заглянуть в детство, если это имеет отношение к истории.

Зачастую такой штамп есть в боевиках, когда все начинается с исходных событий: какой-то злодей убивает родителей, маленький мальчик это видит, проходит двадцать лет, и вот он уже взрослый едет на мотоцикле, девушки его любят и произойдет какое-то знаменательное событие, которое ему все напомнит, и начнется фильм.

Такой штамп часто применяют, потому что событие из детства всегда производит на нас впечатление, там все закладывается. Человек мог получить определенный сценарий в детстве, например, Маугли. Его воспитали обезьяны, и он вел себя, как обезьяна, вырос среди зверей, но вдруг увидел девушку, влюбился и начал понимать, что он человек и надо все менять. Это и есть путь героя.

Предистория

У персонажа должна быть своя предыстория.Очень важно, когда такая предыстория есть у антагониста, тогда зритель понимает его мотив, что он не просто так делает всем гадости, а потому что у него есть причины на это и есть своя борьба с этим. Это может быть на фоне, в тайне, но вы, как автор, должны это знать. У вас должно набраться своеобразное досье. И чем тщательней эта работа проведена, тем легче будет со сценарием.

Профессия

У сценариста очень кропотливая работа. Ему нужно очень тщательно проработать всю историю, в том числе биографию героев. Если человек рос как сирота, то социально он по-другому ориентирован, чем человек, который вырос в семье. Также следует проработать биографию профессии.

Если фильм не на профессиональную тематику, то это не имеет значения. В другом случае придется получать профессиональную консультацию или разыскать этих специалистов, чтобы взять у них интервью.

Качество работы сценариста всегда зависит от проработки деталей. Эту работу стоит проделать, чтобы не было ляпов и зритель не обвинял в недостоверности. Биографическое прошлое персонажей надо знать: где жил человек, где он сейчас находится.

Второстепенные цели

Главная характеристика, с которой всегда придется считаться — это цели героя и антогониста. Главная цель одна, она раскладывается на второстепенные. Цель героя обычно вначале проговаривается самим героем.

Мы должны понимать, к чему человек стремится, дойдет ли он до своей цели или нет, а дальше по ходу истории узнаем его проблемы, что ему мешает. Появляется антогонист, у которого есть контрцели, и эти цели не должны быть направлены друг на друга.

У каждого персонажа фильма должны быть прописаны цели, и они должны пересекаться, потому что в точках пересечения целей будут возникать важные события. Также существуют антицели. Когда у героя есть проблемы, мы должны понимать, что ему угрожает, ощущает ли он свою угрозу, дает ли она ему какую-то мотивацию.

Противоречия

Стоит еще уделить внимание проблемам, которые существуют у каждого. Например, проблема может быть в том, что человек болен. Болезнь здесь имеется в виду как основная схватка. И есть вещи, которые досаждают: человеку нужно куда-то ехать, а у него нет денег, ему нужно их найти, или человеку нужно ехать в горы, а наступает ураган. То есть проблемы бывают не только внутренние, но и как микро-препятствия.

Например, в советском мультфильме «История одного преступления», в котором мужчина болел мигренью и не мог спать, потому что во дворе шумели соседи, и он убил соседку. То есть проблема может перерасти из мелочи в преступление.

Итог

1. Не вводите лишних персонажей, не плодите их просто так.

2. В характеристике героев главное внешность и качественные характеристики, которые можно показать и которые имеют отношение к проблемам или целям героя. Например, национальность, рост, вес, привычки.

3. Обязательно пропишите биографию: прошлое и настоящее героя.

4. И самое главное — это цели, по ним вы будете определять все движения героев.