Парадигма

Парадигма в переводе с древнегреческого означает «модель, образец, пример» чего-то. В сценарном деле парадигма — это модель поведения героя, некая модель жизни. Дело в том, что все, что мы проживаем сами, имеет отношение к драматургии, правда, драматургии жизни. Но ведь драматургия не может быть оторвана от жизни. В создании кино парадигма имеет такую же важную роль, как структура, драматургия или формат.

Стать спонсором (250₽ месяц) и смотреть видео

Модель

Под парадигмой подразумевается именно модель человеческой жизни, которая тем или иным образом всегда олицетворяет путь к себе. Дело в том, что все мы, а творческие люди в особенности, как мантру повторяем, что хотим стать собой, найти смысл жизни, реализовать свой потенциал. И парадигма — это некая модель пути героя к самому себе, потому что происходящие события заставляют его двинуться в путь. То есть у него возникает некоторая цель, проблема, которую он должен решить, появляются противники, противостояния, и он начинает движение к самому себе.

Этапы

В соответствии с моделью, жизнь можно разделить на четыре этапа: детство, молодость, зрелость, старость. В природе также есть четыре этапа: весна, лето, осень и зима. Эта четырехэтапность наблюдается во всем, во всех существующих циклах. Естественно, драматургия не могла обойти эти общие законы. Поэтому, рассматривая сценарий как модель, можно второй акт разделить пополам и получить четыре условных акта. Можно создать и пятиактную модель, и семимиактную, о которых говорят другие авторы, суть дела не поменяется.

Ступени

Парадигма, как модель, существует еще в семи ступенях: семь нот, семь цветов, то есть герой тоже должен пройти семь каких-то ступеней, которые приведут его к ответу.

Если говорить о так называемом путешествии героя, которое непосредственно имеет отношение к парадигме, то надо вспомнить модели путешествия героя у разных авторов, которые переводились в нашей стране, например, Кристофера Воглера.

Путь героя

Героя заставляет двинуться в путь цель, которую он должен достичь, он должен что-то преодолеть и как-то обязательно измениться. Дальше в кино мы наблюдаем только за тем, достигнет он своей цели или нет. За это и отвечает парадигма.

Что является главным, самым главным для нас в жизни и для героев? Вся драма, весь конфликт жизней, внутренний и внешний, вся динамика, которая существует, все исходит из нашего желания стать счастливыми или из страха быть отвергнутыми, лишенными чего-то или униженными.

То есть герой ничем не отличается от нас, и если мы берем какую-то историю и определяем там героя, с которым что-то происходит, то должны абсолютно точно понимать, что его путь в нашей истории будет разделен на этапы.

Для героя это всегда некий событийный ряд, ключевые события, которые приводят к его изменению. Здесь очень важно отметить, что это путь именно героя. Таких этапов обычно пять.

Психология

Психологи считают, что когда человек находится в сложной ситуации, он испытывает отрицание, принятие и другие внутренние ощущения. У героев все то же самое: пять основных шагов, которые определяются пятью событиями в его пути. Речь идет о каких-то событиях, которые меняют жизнь героя.

Эти законы неизменны даже в низкобюджетном и авторском кино. В кинематографе всегда один герой, если не говорить о сериалах, но в них просто несколько линий. И антагонист один. Это может быть группа злодеев, но все равно антагонист один, потому что проблема одна.

Если рассматривать с точки зрения парадигмы, герой жил обычной или необычной жизнью, но все равно стал нам интересен, раз решили рассказать о нем историю.

Исходное событие

Вот это событие, которое заставило героя поменять свою жизнь, называется исходным событием. Это первая ступенька в парадигме, то событие, которое все меняет.

В структуре фильма оно может быть вынесено гораздо раньше, как, например, в фильме «Ископаемый». Исходное событие в нем вынесено за пределы повествование, потому что этим событием, погрузившим героя в летаргический сон, был некий взрыв, который он пережил когда-то, когда служил в армии в Афганистане, и после чего прошло тридцать три года. Может показаться, что история начинается с того, что герой просыпается, но это пробуждение все равно результат исходного события.

Исходным считается то событие, которое меняет жизнь героя необратимо, он даже мог еще не понять этого, но оно уже все изменило.

Когда вы пишете сценарий, в нем уже можно совершенно спокойно давать понять, что это событие изменит в жизни героя все. Зачастую в боевиках это гигантский взрыв, который все изменил. То есть это событие такого большого масштаба, которое действительно заставляет героя меняться, возможно, не сразу.

Конечно, подчиняясь какой-то инерции, герой может некоторое время еще продолжать жить по привычке. Обычно человек не стремится к изменениям, его все устраивает и даже если не устраивает, то человеческая природа такова, что он не хочет меняться. Поэтому, как правило, первую часть фильма после исходного события герой пытается все исправить.

Поворотное событие

В первой части сценария или фильма мы успеваем перезнакомиться с миром, в котором живет герой, с конфидентами, что-то узнаем об антагонисте. Главное, к чему мы стремимся в парадигме, это к следующему событию, которое можно назвать первым поворотным. Оно приводит к необратимости жизни героя, теперь он не может жить по-старому и ему нужно что-то менять, что он и делает.

Это событие, как правило, происходит между переходом с первого акта на второй, когда герой уже становится скитальцем, странником, он должен все изменить, все поменять, он должен начать новую жизнь и начинать свой путь. Дальше герой двигается по этому пути, встречает разных конфидентов, преодолевает трудности.

В начале нашего жизненного пути мы тоже становимся странниками, начинаем учиться этой жизни, постигать ее, понимать, совершаем ошибки, принимаем решения, то есть мы выстраиваем жизнь так, как хотим ее видеть, а не как было в сценарии, по которому мы жили до сих пор.

Здесь то же самое, в первом акте мы обозначили исходное событие, узнали героя, мир, в котором он живет, поняли, кто ему помогает, кто его друзья. Мы поняли его цель, как это исходное событие изменило его жизнь, какая возникла цель. Поняли его проблему и как он собирается ее решать, выяснили, кто или что ему мешает.

Кульминация

Многие авторы предлагают совершенно разные определения на второй акт. Кто-то называет это приключениями, здесь все зависит от жанра, но во втором акте он все равно странник. Герой узнает новый мир, новую жизнь, он набирается опыта, ищет ответы на свои вопросы, идет к своей цели и, так или иначе, приходит ко второму поворотному событию, к необратимым изменениям самого себя. Он еще не победил, но герой как будто становится взрослым.

То есть, если говорить в срезе человеческой жизни и добавить к восемнадцати годам еще восемнадцать, то в тридцать шесть лет молодой человек уже становится зрелым, взрослым, ему нужно уже не просто принимать решения, у него уже есть дети, семья, ответственность.

Герой, преодолев какие-то приключения, поняв, кто друзья, а кто враги, точно определившись еще больше с целью, становится, с точки зрения структуры парадигмы, воином. Он уже готов идти до конца, он изменился, пути назад нет, и парадигма ведет и движет его. Герой пойдет дальше и дальше в этом пути и придет к пятому событию, которое обычно совпадает с кульминацией.

Здесь у него происходит схватка, это ключевая кульминация, ключевая точка истории повествования в парадигме в целом, то есть это точка наивысшего напряжение, в которой герой, как ни странно, может и не победить. После этого его наоборот может отбросить назад, это первое столкновение, но оно выявляет суть главного конфликта и показывает нам, за что он бьется.

Таким образом, парадигма, как модель и образец, состоит из семи основных ступеней, которые определяются ключевыми событиями, ведущими героя к цели и необратимо его меняющими. Поэтому, добравшись до кульминационной точки, герой прошел достаточно долгий путь.

Более того, в кульминационном моменте он попробовал свои силы, потерпел какое-то поражение, и ему нужно обязательно для себя решить, насколько эта цель для него важна. Как правило, здесь герой переходит на уровень решения внутренней проблемы, которая сильно мешает ему двигаться к цели.

Альтер эго

В психологическом аспекте пути героя есть важный момент: и для искусства, и для кино проще наградить антагониста чертами альтер-эго героя, то есть того, что в нас вытеснено. По Юнгу это так называемая тень.

В кинематографе, как и в театре, всегда легче наградить антагониста теневыми вытесненными качествами героя. Тогда получится, что схватка, особенно внутренняя схватка героя, будет абсолютно точна, и эмоционально, и психологически, потому что, по сути, он бьется с самим собой, со своим отражением.

Психологи описывают так называемую тень, как негативные чувства, которые мы испытываем, вытесненные и скрытые нами. То, что раздражает нас в других людях, мы спрятали в себе. Поэтому в драматургии, в психологии драмы, абсолютно точно герой цепляется к антагонисту именно по этим качествам. А поскольку вы автор, то можете наградить антагониста любыми качествами, но знать, что героя раздражает в антагонисте именно то, что он в себе вытеснил.

Наша человеческая природа двойственна. Это как в фильме про мистера Джекила и мистера Хайда.

Дуальность

Вся идея бога и дьявола завязывается именно на дуальности, на противостоянии добра и зла. Даже если наш герой стремится к чему-то хорошему, и мы считаем, что он хороший человек, все равно некоторые свои черты и качества он вытеснил, потому что в мире не бывает людей абсолютно хороших и абсолютно плохих.

В кино это разделяется на черное и белое. Антагонист, как правило, зеркалит героя, он мешает ему рваться к цели, у него существуют антицели и противостояние.

Если наш герой и его эго решили, что он хочет быть хорошим, то куда он дел то, что было в нем плохое? Оно в нем и осталось. Поэтому это путь героя к самому себе.

Самоактуализация

Все путешествие героя — это самоактуализация. Как бы мы ни считали, что знаем сами себя очень хорошо, психология дает понять, что большую часть жизни мы руководствуемся сценариями, которые нам навязали с детства. Даже если они нас устраивают, и мы привыкли, бывает очень сложно разобраться в этих вещах, и часть жизни уходит именно на это.

Если говорить о событийном ряде после кульминационной схватки, герой вступает на территорию, в которой ему нужно разобраться с самим собой, принять какое-то решение и продолжать движение к цели, к последней битве, когда он приносит какую-то жертву.

Жертва

Внутренней жертвой при решении психологических проблем для героя является отказ от чего-то самого дорого, то есть от собственного эго, от самого себя. Герой меняется необратимо, весь, он уже не может быть тем, кем был когда-то. И эти изменения также необратимы.

Заметьте, что в начале истории меняются обстоятельства, потом герой вынужден изменить свою жизнь и расстаться с привычным миром, пойти в какой-то путь, потом эти приключения приводят к тому, что он должен измениться сам, и это необратимое изменение. Если он не принесет эту жертву, то ничего не получится.

Потом его меняет схватка с антагонистом, когда он узнает, что на самом деле проблема вообще находится на другом уровне И дальше он должен для себя решить прийти к новому себе, к абсолютно другому, измениться полностью.

Итог

Итак, парадигма — это модель пути героя. Какую бы историю вы ни придумали, сначала разберетесь с ее структурой, драматургией, композицией сценария, выберете формат, в котором будете работать, а потом приступите к парадигме.