Как написать киносценарий

Все мы умеем с детства рассказывать истории. Существуют методы так называемого сторителлинга — искусства донесения информации с помощью рассказов и историй, вызывающих у человека эмоции.

Идея

У любой истории есть квинтэссенция, некое зерно — идея. Любой рассказчик всегда знает, зачем он хочет рассказать историю. Эту идею необходимо превратить в некий понятный алгоритм, формулу.

На этом этапе еще нет никакого кино, мы работаем только с историей. Хочется отметить, что линейное отличие кинематографа от литературы именно в том, что в последней много написанных текстов, автор может погрузиться во внутренние монологи героев, в кино же зритель видит только то, что мы ему показывают.

Выразительные средства

Средства выражения в кино — это цвет, свет, звук, то есть картинка. У каждого режиссера индивидуальные инструменты показа. Он может использовать и глубину, и архитектонику света, и что-то еще. Все это эмоционально-информационная составляющая кадра. То есть в кино вообще не болтают.

Хотя в последнее время кино стало именно таким — сериальное слабенькое кино, в котором в основном идет болтовня. Но в качественном кино зритель всегда следит за действием и за путешествием героя к его цели.

Вы должны линейно и точно расписать эту историю: где все началось, через что прошло и где закончится. Это будет синопсис, фабула, краткое содержание истории. После более подробно в синопсисе напишите и про угрозы, и про внутренние проблемы героя, про то, что он решает.

Разработка фабулы и сюжета

Следующий этап написания киносценария — разработка сюжета. Сюжет — это не фабула, это способ разворачивания фабулы.

Здесь можно привести в пример любимое многими «Криминальное чтиво» Тарантино.

Там история переворачивается с ног на голову. Тарантино вообще это очень любит: начинать историю с конца, переходить в середину, бросать начало, и вы в конце фильма понимаете, что она линейная.

Фабула — это сама история, а сюжет — это способ повествования, то есть то, как вы рассказываете историю. Ведь иногда бывает, что начать ее нужно с конца, а иногда с середины. И поэтому сюжетом называется способ разворачивания фабулы.

Тритмент

Делается это в документе под названием «тритмент», что в переводе с английского означает «обогащение». Мы словно обогащаем фабулу, наращивая дополнительные детали. Перед этим проводится подготовительная работа.

Персонажи

После того, когда вы создали сюжет, нужно создать список персонажей и очень хорошо и подробно их описать: биографию, качественные характеристики, национальность, рост, вес, если это имеет отношение к повествованию.

Например, в случае с фильмом «Дневник Бриджет Джонс» прописывается то, что девушка испытывает сильные нравственные и моральные страдания потому, что у нее лишний вес.

Если речь идет о каком-то исключительном герое большого роста, как в «Зеленой миле», то это тоже указывается. В целом описывается, какая внешность будет у актера. Указывать национальность, рост и вес нужно только тогда, когда вы понимаете, что это интегрировано в историю.

К примеру, в тритменте к фильму «Цирк» обязательно должно быть указано, что у белой женщины ребенок негритенок, потому что это история о сегрегации, и героиня из-за этого пострадала, это ее самая большая угроза.

Необходимо подробное составление карты персонажей. Нужно знать биографию героя, что произошло с ним в прошлом, что в настоящем. Все это совершенно не нужно указывать в сценарии, чтобы это не мешало в дальнейшем режиссерам, ведь в сценарии мы должны видеть течение истории в настоящем.

В киносценарии все в настоящем времени, в нем нет ни прошлого, ни будущего, даже если вы используете флешбэк. Погружение в него всегда впускает в прошлое, но в настоящее время мы видим, что происходит здесь и сейчас.

Сеттинг

Таким образом, вы прописали персонажа, подробно описали мир, в котором все происходит: город ли это, деревня или Марс. Однако не нужно в эти подробности добавлять художественные детали.

У всех начинающих кинематографистов есть типовая ошибка: им все хочется записать, и они описывают окружающий мир, как в литературе.

Достаточно, чтобы это было у вас, как у автора, в голове, но в самом сценарии это писать не нужно, потому весь этот мир будет воссоздан или придуман художниками, а оператор это покажет одной панорамой.

Парадигма

Далее нужно начинать работать с парадигмой, которую иногда называют путешествием героя. Это его путь, который, конечно, имеет отношение больше к психологии. Герой выстраивается композиционно по бытийным точкам.

Событийный ряд

Когда тритмент готов, начинайте дробить сценарий от события к событию: исходное, поворотное, кульминация, схватка героя с антагонистом. В любом случае, есть несколько ступеней прохождения, каждая из которых является важным событием, приводящим героя на новый уровень развития и на новый этап. В результате герой добивается цели, либо нет, но он всегда изменяется.

Структура

Далее вы переходите к написанию основного первого драфта текста. Здесь, работая с парадигмой, нужно разбить все на эпизоды, понять, что в сценарии есть разные единицы, например, самая маленькая единица — это кадр, потом идет сцена, из сцен эпизод, а из эпизодов складываются части, из частей акты.

Как правило, существуют три акта по Аристотелю, второй акт делят пополам и получают четырехактную структуру. Некоторые авторы предлагаю пятиактную структуру, это зависит от личных предпочтений. В жизни есть начало, середина и конец.

Если середину разобьете на три середины, то там просто будут какие-то изменения, но это все равно останется серединой. Поэтому склоняюсь, что существует трехактная структура, второй акт можно разделить на два или три в зависимости от того, сколько вам необходимо переломных событий. Таким образом, вы будете иметь структуру.

Разделив три акта: второй на два, получите четыре. Каждый из актов делите на части, часть традиционно длиться десять минут в кино. Это было связано с количеством пленки банке: 300 метров, которые можно было показывать в течение десяти минут. Такая десятиминутная часть укладывается в три эпизода — это уже целое событие.

Аутлайн

На первом этапе драфта нужно посчитать и раздробить сценарий. Например, если у вас девяносто минут фильм и четыре акта, вы разделите на экспозицию, эпилог, пролог. У вас получится на каждый акт примерно по 3-4 части, которые вы дробите на эпизоды. Эпизод около трех-четырех минут, он состоит из сцен, сцена определяется местом.

Если у вас герой вышел из дома, идет по улице, заходит в банк, а там нападают грабители, то это все один эпизод: «ограбление банка». Но сцены уже поменялись, первая дома, где он собирался, потом он шел по улице, опаздывал, потом зашел в банк: уже три сцены, а эпизод один.

Мы ведем героя к одному эпизоду, и каждая сцена состоит из кадров, здесь ваш замысел следует превратить в действие.

На этом этапе рекомендуется исходить из того, что у вас есть около 800.000 кадров на фильм, и каждый кадр — это действие. Нужно расписать подробно, не работая с литературностью текста, а точно понимая, что в этом кадре вы можете видеть что-то конкретное.

В кадрах есть общий план, средние планы и крупные. В крупно плане мы можем удержать деталь или лицо человека. В среднем — удержать двоих. В общем — показать место, много людей, панораму. Режиссерская работа зависит от динамики. Рекомендуется выгодно показывать действие, акцентировать — это эмоция, мы видим героя и понимаем, что с ним происходит.

Первый драфт

Вы дошли до так называемого первого драфта, разбили его по кадрам и всю историю разделили на 900 кадров. Рекомендуется избегать прилагательных и описательных вещей в тексте, потому что это будет потом мешать.

Не концентрируйтесь на деталях, концентрируйтесь на истории, на герое, на его цели и действиях. Далее приступайте к редактированию.

Сценарная работа в целом очень кропотлива и занимает до нескольких месяцев. Сценарий сериала делает группа авторов, в которой каждый отвечает за свой участок: один пишет диалоги, другой действия, третий сценические моменты.

Диалоги

Ваша задача — научиться рассказывать простые истории киноязыком. И поэтому приведите его в порядок, потом добавляйте диалоги. Диалог раскрывает героя. Тарантино — гений диалога. В начальном диалоге о чаевых в фильме «Бешеные псы» мы понимаем все про этих людей, данный диалог носит экспозиционный характер, он нам показывает этим персонажей, далее мы уже не может узнать их характеристики, потому что начинаются кадры, в которых пропущены все основные действия. Диалоги в данном случае нужны были для того, чтобы ввести нас в ситуацию.

Второй драфт

После первого драфта переходим ко второму. Рекомендуется дать истории отлежаться, не править ее. Во втором драфте начинаем чистку, еще раз проверяем события, не налезают ли они друг на друга.

Есть такое понятие, как темпо-ритм, нужно делать паузы, потому что эпизоды строятся по той же самой схеме, что и сценарии: есть начало, середина и конец.

Развитие эпизода, кульминация и выход из эпизода нанизаны на главную историю, словно кристаллическая фигура, где все идет от центра, как в снежинке.

Но главное — это киноистория, действия, их визуализация. Даже мультфильмы и комиксы снимаются по этим законам.

Во втором драфте смело убирайте все, что вам не нравится. Делайте пометки, сравнивайте с характером героя, проверяйте его мотивации. Когда убрали, посмотрите хронометраж: не хватает, значит, нужно придумать действия, и переходите в финальный драфт.

Смотрите речевые характеристики, проговаривайте их вслух, они зависят от бэкграунда, от ментальности: где человек вырос. Вы должны помнить характеристики своих героев, знать, что один герой молчун, этот экстраверт, другой интроверт.

Финальный драфт

Финальный драфт нужно дать почитать другим людям, которым вы доверяете. В следующих лекциях мы рассмотрим каждый из данных элементов подробнее.