Формат

Понятие формат включает в себя не только шрифт, но еще и так называемую форму записи. Дело в том, что традиционно существует две формы записи: «литературная» и «американка». Литературная досталась в наследство от советского кино, и она больше похожа на киноповесть.

Киноповесть

Дело в том, что сценарий в то время читали чиновники, которые мало разбирались в специфике кинематографа, но были обычными читателями. И поэтому главной задачей у автора было сделать так, чтобы человек, который будет утверждать сценарий постановки, понимал, видел и чувствовал все то, что автор хотел бы передать на экране. В связи с этим сценарии имели такую литературную форму. Появился даже жанр «киноповесть», в котором допускалась описательная литература, передавалось некое ощущение, мысль.

Эта описательность была визуального толка, в сценарии не писали, о чем герой думает. Тем не менее это был практически самостоятельный жанр.

Многие авторы и сейчас предпочитают писать в этом стиле. Если ваша задача стоит в том, чтобы увлечь инвестора или показать кому-то эту историю, то можете использовать и такую форму записи. В ней, как правило, иногда даже не различают персонажей, а пишут диалоги, как в книге.

Американка

Вторая форма записи — американка — больше похожа на театральные диалоги и очень короткие записи действий. Такой сценарий состоит в основном из диалогов. В этой форме записи существует стандарт, который легко найти в интернете. В нем прописано, где и как располагаются диалоги, действие, как должно быть выделено место действия и так далее.

Шрифт используется 12 Courier, в России это Courier News. Он немного отличается, но при определенной разрядке дает практически одинаковый хронометраж, когда страница равняется одной минуте.

Эта форма сейчас наиболее распространенная. Одно время против нее боролись авторы старой закалки, считая ее бездушной. Но в основном сейчас все пытаются подать сценарий через диалоги, особенно в сериальных форматах.  Авторы-диалогисты пишут их в кратчайшие сроки и в больших объемах, поэтому возникает некая заболтанность сценария, когда герои очень много разговаривают и непонятно, что происходит.

Рекомендую использовать именно американскую форму записи, потому что литературная сильно отвлекает автора и уводить от сути действия. Бесконечно ведутся споры о том, как записывать действие в кино.

Место действия

Сценаристу не нужно описывать место действия. Ему достаточно классически написать, что это экстерьер или интерьер, то есть снаружи происходит действие или внутри какого-то помещения. Или, как раньше считалось, натура или интерьер. Дальше описывает сам объект, и потом время действия, то есть день или ночь.

Запись времени

В американской киноиндустрии очень много форм записи времени действия, потому что они могут помечать «день», «ночь», «вечер», «утро», «полночь», «полдень», «минуту спустя», «на следующий день». У нас раньше было просто: «день», «ночь» и «режим». То есть определялось световое состояние. Каждый автор сам решает, какую форму записи ему выбрать.

У российских и американских авторов разный подход к написанию сценария. Американский автор — это полноценный создатель истории. Он точно знает свою территорию и, как правило, работает не только с продюсером, но и с режиссером. В нашей стране этот момент сильно упущен.

В идеале должен быть период еще не режиссерского сценария, но уже подготовительного, когда его дорабатывают режиссер с автором. У нас так практически не делается, потому что в одном случае на это нет времени, если это телевизионное, быстрое производство. В другом случае сценарий выкуплен продюсером или написан самим режиссером, и поэтому уже принимается к работе.

Продюсер заказывает автору несколько драфтов и доводит сценарий по своему усмотрению, а потом находит режиссера, который должен это воплотить. И обязательно натыкается на те же самые грабли, потому что ни один режиссер не примет чей-то сценарий за абсолют.

Сейчас сценаристы — самостоятельные люди, практически литераторы, которые, написав сценарий, могут выставить его на продажу какому-либо продюсеру, а потом удивляться, что фильм был испорчен. Чтобы этого избежать, в первую очередь продюсер должен думать, каким образом свести режиссера и автора, чтобы между ними был достигнут консенсус. В таком случае результат будет позитивным.

Не давайте указаний режиссеру

Итак, американская форма предпочтительнее, потому что режиссеру совершенно не нужны указания: как двигается камера, во что одет герой, как автор видит помещение. Автор при написании сценария может помечать это у себя в заметках. Но в сценарии необходимо все это убрать, потому что для декорации помещения есть художник.

Как правило, подробные литературные описания пишет дилетант. Сценарий – это документ, документ для фильма. И там не допускаются метафоры, преувеличения, гиперболы. Там нельзя написать, что герой думал, что чувствовал. Состояние героя все равно будет определять режиссер вместе с актером, оно должно быть понятно по диалогам.

Таким образом, работа как бы разделяется на две части: первая, когда пишете поэпизодник, вы выписываете все действия. Вторая — когда начнете писать сценарий, вы прописываете только диалоги и то, что происходит в кадре буквально. Тогда сценарий будет точен, и в нем не будет ничего лишнего.

Если бы оператор или режиссер хотели, чтобы каждый кадр вошел в фильм, представьте, какими были бы фильмы, когда снимается по пять, шесть, семь, а то и по двадцать дублей. И вклеивалось бы все, что видит режиссер, оператор, актеры.

Редактируйте

Кино — это искусство убирания и отсекания лишнего. Делать это нужно еще на уровне сценария.

Даже если вы решили использовать литературную запись — это 50-60 страниц Times New Roman, около 50-60 минут быстрого чтения, тоже не злоупотребляйте описательностью. Описывая действия, используйте в основном действенные глаголы. Ни в коем случае не надо описывать состояние героя, не надо злоупотреблять ремарками.

Начинающие режиссеры зачастую пишут, как движется камера. Это совершенно не нужно для сценария. Он должен содержать драматургическую основу сцены, и все. Литература настроена на то, чтобы вызвать визуальный ряд у читателя. Но это невозможно снять. И это разрушит всю логику, потому что литература — это категорически не драматургия.

Автор сценария — это автор истории, а не создатель фильма. Он должен описать действие, которое происходит с героями, рассказать историю, а не описывать закаты и восходы. Он находится внутри героя, внутри его состояния, он выудит это наружу. Но здесь не должно быть описательных моментов.

Бесспорно, в американских сценариях, например, в таких, как «Терминатор» автор иногда дает краткое описание среды, сеттинга: мир после апокалипсиса или какая-то фантастическая среда. Но это, как правило, небольшой референс к фантазии, потому что все будет изменено художником и режиссером.

Известный французский дипломат Тайлеран говорил: «Слово дано человеку на то, чтобы скрывать свои мысли».

Поэтому, когда вы собираетесь писать диалоги, анализируйте, что мы скрываем за диалогами в жизни. Диалоги – это самое сложное. Они содержат характеристику субъекта, персонажа: его культурный уровень, среду обитания, тон, национальность. И у режиссера существуют инструменты для воплощения этого. Совершенно не нужно погружаться в описание.

Ошибки начинающих

Начинающие сценаристы, когда разрабатывают историю, даже события не могут описать правильно, они делают это очень многословно.

Например, взрыв — это событие, но он же не абстрактен. Напишите «взрыв моста вместе с поездом и с боеприпасами». Или «взрыв базы горюче-смазочных материалов». Или это просто «взрыв бытового газа в доме с целью скрыть следы».

То есть событие определяется не характером, что это взрыв, а тем, где и как это произошло. И если это не имеет отношения к истории, тогда об этом можно и не упоминать.

Есть вещи, которые не надо расписывать. Если у вас в кадре взрыв, выстрел, то есть какой-то шум или звук, выделите это просто заглавными буквами. Этого достаточно, и не нужно описывать, с какой скоростью летит пуля.

В поэпизоднике вы должны описать именно характер самого события. А сценарий желательно прописывать через диалоги.

Даже если вы пишете инсценировку к «Му-Му», где Герасим молчит, все равно должны быть диалоги. Описывать состояние Герасима бессмысленно. Актер не сыграет вам состояние.

Также бесконечно в сценарии пишут, кто куда посмотрел. Предполагается, что если люди взаимодействуют в диалоге, они уже видят друг друга. Если что-то происходит в кадре, а герои этого не видят, вы можете это указать, обратить внимание режиссера, и он специальным образом также обратит внимание зрителя.

Когда использовать литературу

Следовательно, литературную форму используйте только тогда, когда вам нужно показать сценарий людям не из киноотрасли. В другом случае старайтесь использовать правильный формат, который в основном состоит из диалогов. Именно из диалогов, а не пустой болтовни. Например, если вы хотите показать, что герой болен, можно написать, что он сморкается. Это же действие: он достает платок и сморкается.

Необязательно он должен говорить: «У меня грипп и температура 38, ходил в аптеку за лекарствами. Грипп – это помеха, событие. Он заразился, а ему надо ехать куда-то в командировку. И это мешает. У него потеряно внимание, он быстрее устает.

То есть это предлагаемые серьезные обстоятельства. Автору надо это помнить, но сам герой об этом не рассказывает, это надо учитывать при написании сценария. Описание действия не должно содержать больше одного-двух абзацев.

Итог

Идеальный сценарий — это пьеса, на которую потом визуально накладывается все остальное. А для независимого кино с маленьким бюджетом это однозначно пьеса.