Драматургия

Драма в переводе с греческого означает «действие». Основой драмы является конфликт, который и вызывает это действие. Все, что происходит в сценарии - это история, которую мы рассказываем, она о ком-то.

Герой

У нас есть герой - это всегда один человек: мужчина или женщина. У него есть конфиденты и помощники. Героем может быть даже животное или предмет, как в мультфильме «История игрушек». Но это всегда главный персонаж, с которым что-то происходит. 

Как правило, наш герой, словно Емеля на печи, до определенного времени живет себе, живет, но потом происходит так называемое исходное событие, которое все меняет, и он начинает действовать.

Антагонист

Для того чтобы вызвать противодействие, должен появиться антагонист, то есть тот, кто действует против героя и у кого свои обстоятельства. Исходное событие начинает перемещать героя к некой новой цели, которая не стояла у него до этого события. И ему нужно туда двигаться, хотя он может этого даже не хотеть, потому что его жизнь начинает меняться.

Двигаться к цели герою мешает антагонист. В противостоянии героя, стремящегося к своей цели, и антагониста, который мешает ему ее достигнуть, и существует основной конфликт. На этом строится вся драматургия. Это взаимодействие должно быть в каждой сцене, в каждом эпизоде, в каждом кадре. Мы понимаем, что для того, чтобы установить равновесие, цель должна быть не только у героя, но и у антагониста, и она — угроза для героя.

Две силы

Таким образом, для нашего героя в его движении всегда есть две силы. Первая мотивирует его, толкает к цели и является позитивным намерением ее достичь. И вторая — это сила, которая на него давит, угроза, которая реализуется, если герой не достигнет цели. Как правило, вторую силу питает антагонист, или, например, группа злодеев.

Четыре элемента

Из чего следует, что есть четыре основных элемента: герой, его цель, антагонист и угроза, которые и определяют тот самый основной сквозной конфликт, сквозное действие. То есть цель героя — это конечная точка, то, ради чего он хочет достигнуть цели.

Четыре акта

Предположим, что структура вашего сценария — четыре акта, которые наполнены содержанием разного характера, разным конфликтом.

Сирота

Первое и главное событие в нем, исходное событие, заставляет героя сдвинуться с места. Оно лишает его чего-то, делает беззащитным перед обстоятельствами. У него все было хорошо, но вдруг все изменилось. Здесь можно использовать для себя такое сравнение, что герой стал словно сиротой. То есть он не неудачник в прямом смысле, просто его чего-то лишили: чего-то важного, значимого, опоры. То есть он остался один в каких-то обстоятельствах, кем-то брошен, что-то потерял.

Странник

Во втором акте герой тронулся с места, ему надо что-то менять, чтобы достичь своей цели, он двигается, ищет, он, как Форрест Гамп, начинает бежать. Условно назовем его странником. То есть наш герой отправляется в свое путешествие. Это может быть внутренний путь, может быть внешний. В любом случае в этом пути он движется и ищет дорогу к цели, пытается устранить то, что ему мешает. И это та первая часть второго акта, когда он, как странник, идет до некой поворотной точки.

Воин

Во второй части второго акта — так называемый, третий акт, — наш герой обретает какие-то навыки, узнает что-то новое. Эту часть можно назвать «воин». Герой необратимо меняется и становится воином.

Мученник

В четвертом, последнем финальном акте, как правило, бывает так, что герой проходит самое последнее, самое страшное испытание: ему нужно принести какую-то жертву либо самому стать жертвой. Это последнее необратимое изменение героя.

Рекомендуется распределять эти акты по событиям, по основным точкам. Исходное событие определяет все, оно происходит в начале. Для исходного события важно, чтобы драматургический посыл был очень сильным. Обстоятельства, которые происходят с героем, должны быть непреодолимой силы. При этом они могут выглядеть очень спокойно.

Действие

Например, в одном из моих фильмов герой долгое время находился в летаргическом сне и просыпается. Это и есть обстоятельство непреодолимой силы. Герою нужно вставать и действовать, а проснулся он через несколько десятилетий после того, как уснул, и совсем не знает этот мир.

Самое важное в обстоятельстве непреодолимой силы то, что герой на него не влияет. Оно происходит само по себе и меняет его жизнь навсегда. Словно голос богов в древнегреческой трагедии, который заставлял героя куда-то двигаться.

Исходное событие

В боевике исходное событие, как правило, начинается с какого-то взрыва. В приключенческом фильме с некоего «крючка» - события, которое цепляет зрительский интерес. В любом случае исходное событие — это то, с чего мы начинаем повествование, потому что именно в этот момент начинается история.

Иногда исходное событие может произойти за много десятилетий до самой истории. Тогда у фильма возникает некий пролог, который рассказывает нам о ситуации и заканчивается исходным событием.

Экспозиция

Следующее основное событие происходит на стыке первого и второго актов, когда первый акт является экспозиционным. Мы представляем героя, понимаем его цель, узнаем, кто ему противодействует. Нужно понять и принять эту угрозу так же, как это сделают зрители, ведь именно она будет все время заставлять нас сопереживать и сочувствовать герою.

Первое поворотное событие

Итак, происходит первое поворотное событие, которое заставляет героя двинуться в путь, и он превращается в странника. Герой уже не может жить по-прежнему, там, где он находился, его ничего не держит. Даже если это внутренний путь. Но он вступает на него, и начинают происходить различные события.

Второе поворотное событие

Герой двигается до второго поворотного события, когда происходят необратимые изменения. То есть весь второй акт он, как странник, осваивает новые навыки, получает силы, собирает информацию, изучает что-то. Он блуждает в поисках необходимого. А потом происходит то самое необратимое изменение, которое превращает его в воина. И это второе поворотное событие, которое случается, когда герой меняется. И прежним он уже быть не может.

Кульминация

Если в первом поворотном событии он просто не может вернуться к прежней жизни, то во втором сам герой меняется полностью, становится воином и двигается уже до кульминационной точки, которая происходит на стыке третьего и четвертого актов.

Эта кульминационная точка является главной событийной точкой, где происходит самое большое напряжение. Это еще не схватка, но это главное событие, которое заставляет героя применить все те навыки, что он обрел.

Финал

Становится понятно, что ничего уже не будет по-старому, и абсолютно точно начинается движение к финалу, в котором либо герой погибнет, либо останется живой, либо достигнет своей цели, либо нет. В итоге мы выходим на финал, который так или иначе разрешает всю нашу историю.

Перипетии

Линию движения героя, по книге Александра Наумовича Митты, можно представить визуально. Путь героя нарисован в виде пилы, от счастья к несчастью, различные перипетии и неожиданные повороты. Событийный ряд лучше распределять именно таким образом, потому что одно событие инициирует герой, и оно ведет его к победе. А другое инициируется противодействующими силами: антагонистом. И оно опять отбрасывает героя назад или сбрасывает вниз. Таким образом, достигается действенный круговорот.

Драматургический кинофликт

Однако в драматургии самое главное — это драматургический конфликт, который нужно удержать. События могут быть разными, могут меняться, но сама схватка не должна ослабевать.

Например, у А. П. Чехова в «Вишневом саде» все время сохраняется напряжение из-за сада, который выставлен на продажу и может погибнуть. Рушится один мир, и приходит другой. Это напряжение сохраняется до самого конца, пока читатель не увидит в конце, как старый мир умирает вместе со старым слугой.

Конфликт - это незыблимый элемент драмы. Он обязателен для всех драматургических произведений, независимо от того, происходит это в театре или в кино. Даже если вы пишите что-то в легком жанре, конфликт от этого не меняется.

Даже на простом примере «Царевны-лягушки» можно проследить исходное событие: попадание младшего сына царя в лягушку стрелой. Он на ней женится, и она оказывается красавицей. Но Иван-царевич поторопился и шкурку сжег. Это и есть необратимое событие. Дальше герой идет за тридевять земель, то есть превращается в странника. Встречает по дороге разных существ, помогает им, они помогают ему, он чему-то учится, обретает совершенно новые навыки, становясь воином, и в итоге побеждает Кощея и возвращает себе Василису.

Архетип восприятия

Это архетип нашего восприятия. Про это рекомендуется почитать у Джозефа Кэмпбелла. Еще от костра древнего человека смысл рассказа был именно в том, чтобы удержать внимание зрителя.

Или вспомните, как вы, оказавшись где-то в компании, разговариваете с приятелем, а он начинает ходить кругами, и вы уже срываетесь и спрашиваете, чем закончилось дело.

То есть ненужной информацией рассказчик будет только раздражать вас. То же самое происходит, когда в киносценарии пытаются привнести какие-то слова или лишние элементы, ненужные диалоги или разговоры.

Драматургия

Драматургия, конечно, неизмеримо сложнее. Но суть ее строится только на этом самом конфликте. В каждом кадре, кадрике этот конфликт присутствует. Все в кино строится на этом. Когда оператор работает со светом, он работает с контрастом. С цветом и звуком то же самое: всегда во всем существует контраст. Вы либо усиливаете его, либо нет. То есть основа драматургии — именно конфликт. С героем что-то происходит, он начинает двигаться к своей цели и ему что-то мешает. И суть в том, достигнет он своей цели или нет.

Дальше структурно вы можете разделить историю на четыре части, где в первой герой чего-то лишается, во второй что-то ищет, в третьей обретает и в четвертой, вступая в схватку, либо приносит жертву, либо сам ей становится. То есть жертва необходима.

Любая история мира, включая историю об Иисусе Христе, подчинена этим правилам, даже абсурдистская драматургия. Абсурдность там может заключаться в чем-то другом. Даже фильм-основатель абсурдистского стиля «Андалузский пес» все равно подчиняется этим правилам.

В драматургии все основано не на повествовании, а на конфликте. Ваш герой не может сделать и шага, если на него не действует какая-то сила, которой он противодействует. Поэтому в американском кино цели всегда глобальные — спасение мира или семьи, потому что семья — это свято; любимой, потому что на территории любви сопереживание абсолютное. И неважно, в каком жанре вы собираетесь писать — боевик это, детектив, драма или мелодрама, оно все равно будет подчинено законам драматургии.

Итог

Найдите в своей истории конфликт, прорисуйте его, обозначьте события: исходное, первое поворотное, второе поворотное, кульминация и финал. И вы увидите нить истории, красную путеводную нить для своего героя. И помните, что всегда действует две силы: мотивационная и антагонистическая. Мы всегда находимся в точке конфликта. Всегда режиссер ведет героя, даже когда он за кадром, ведет нас. Если вдруг он уйдем в сторону, забудет и бросит историю, зритель этого не простит.

Даже в современных сериалах, которые конструируют по принципу телероманов, всегда есть линии. То есть мы просто переходим на параллельную линию, где также есть свой герой, антагонист, и, может быть, где-то линии сойдутся. К примеру, весь мир наблюдает за «Игрой престолов», кто же все-таки захватит этот трон.

Для того чтобы это освоить, смотрите хорошее кино, разбирайте его: где исходное событие, где кульминация, какова цель героя, кто антагонист и что на него действует, в чем жертва. И вы сразу начнете видеть структуру фильма. Потом вы сможете разбирать ее на событийный ряд. Научитесь видеть это в чужих работах, и вы научитесь работать со своей историей.